Спорт рождает характер. Цель
Страница 2

Значимость цели тренировки можно сравнить со значимостью тех обстоятельств жизни, которые создают перспективу для личности в целом. Вмешательство тренера в постановку и реализацию цели спортсмена должно быть аргументировано разумным переключением (при необходимости) компонентов психических процессов спортсмена и отношением его к постановленной цели.

Близкие и промежуточные цели при совместной деятельности тренера и спортсмена определяются быстрее. Они имеют форму задания тренера или самого спортсмена. Без конкретных заданий трудно представить содержание отдалённой цели. Усвоение близкой цели должно проходить оперативно, в непосредственной спортивной борьбе.

Когда знакомишься с жизнью и спортивными достижениями прославленных чемпионов и рекордсменов, довольно часто слышишь такие высказывания: “Раньше я даже не мечтал достичь такого результата в спорте” или “Сначала хотел быть здоровым и сильным и не думал о рекордах и громких спортивных титулах” и т.п. В данном случае самая высокая цель в спорте была сформирована на основе близких, промежуточных целей, которые вызывали систематическое проявление волевых компонентов. Но все эти близкие цели до конца усваивались спортсменом и таким образом были законченными в своём исполнении. Следует сказать, что отдельные промежуточные цели иногда достаточно высоки, но реальны в достижении. Спортсмен придаёт им большое значение и стремится реализовать их качественно, проявляя волю и спортивное мастерство. Основным условием для постановки близких и конкретных целей является непрерывность их определения в процессе спортивной тренировки. Они должны предусматривать все компоненты, составляющие подготовку спортсмена. Причём здесь, на этапе выбора конкретной цели, самое незначительное, казалось бы, задание уже может повлиять на общую цель спортсмена. Если спортсмен не научился усваивать и глубоко осознавать промежуточные цели, вряд ли он осознаёт более значимую цель. [9].

Особого внимания заслуживает вопрос о постановке цели молодыми людьми, занимающимися физическими упражнениями самостоятельно, без тренера. Большие возрастные параметры, недостаточная физическая подготовленность или отклонение в состоянии здоровья закрывают двери в спортивные секции перед многими желающими. Внешне у таких людей спортивная цель носит обобщенный характер – человек не хочет стать спортсменом, а просто желает заняться спортом, чтобы удовлетворить потребности в физических упражнениях. Его цель зависит от жизненного личного опыта, как правило, она нуждается в более тесной взаимосвязи с жизнью, насыщении её самостоятельными переживаниями и активностью. Качество цели – не в её уровне.

Реально существующая цель у самостоятельного спортсмена обязательно имеет волевые предпосылки, однако уверенность в её достижении требует дополнительных волевых затрат и самоприказов. Тренера рядом нет, поэтому сомнения в достижении цели приходится переживать одному. А если ещё эти сомнения “подогреваются” длительным отсутствием желаемого спортивного результата?

Как не вспомнить здесь Н.М.Амосова, который подчёркивал, что человеку более свойственно расслабление, чем напряжение. Но расслабление необходимо заслужить после напряжённой физической работы, иначе следует говорить не о расслаблении, а о безволии и лени. О какой цели может идти речь, если человек боится вступить в контакт с физическими упражнениями? Поставив перед собой цель улучшить те качества, которые у него есть, или приобрести новые, спортсмен в известной степени решает проблему самовоспитания, что уже представляет большую социальную ценность. [9].

В самостоятельных занятиях сложнее постановка отдалённой цели, отвечающей требованиям личности и интересам общества. Чаще здесь встречается ближайшая, непосредственная и практическая цель, без разработанных многолетних перспективных планов подготовки. Отсюда возникает сложность перерастания одной цели в другую, так как ближайшая цель может стать самоцелью, ограничивающей возможности личности. К примеру, конечный результат общей физической подготовки, по убеждению спортсмена, состоит в улучшении силовых параметров и красоте его тела. При этом он решает лишь частичные задачи подготовки, без взаимосвязи с другими. Стремление к неоправданному росту одних силовых показателей стало для спортсмена самоцелью. Следует отметить следующие недостатки в его физической подготовке:

Страницы: 1 2 3 4


Глоссарий
Деятельность – активное взаимодействие живого существа с окружающей действительностью, в ходе которой оно выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяет, таким образом, свои потребности. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, направленный на познание ребенком окружающего мира, социализац ...

Экспериментальное исследование опосредствованной и непосредственной памяти у школьников подросткового возраста. Цели и гипотезы исследования
Целями данного исследования являлись: выявление особенностей непосредственной и опосредствованной памяти современных подростков, а также сравнение полученных результатов с данными А.Н.Леонтьева 1920-х гг. Задачи исследования: репликация методики А.Н.Леонтьева в доработанном виде; исследование опосредствованной и непосредственной памяти ...

Общие проблемы малой группы в социальной психологии
Причины усиления интереса к малым группам в социальной психологии XX века. Объективнее условия возрастания значения малых групп в общественной жизни. Основные вехи истории изучения малых групп в социальной психологии. Социологический и социально-психологический подход к изучению малых групп. Традиции в социологическом и социально-психо ...