Введение
Страница 1

Спорт и мы… спорт и наша жизнь… Немного найдётся сегодня людей, которые бы не восхищались рекордами спортсменов на ответственных соревнованиях, не радовались бы, как своим личным успехам, победам спортсменов разных поколений: И.Родниной, В.Старшинова, В.Теретьяка, С.Бубки и многих-многих других. А что заставляет миллионы людей выходить в воскресные дни на лыжные трассы, скользить по голубому льду, преодолевать километры и барьеры? Что лежит в основе такой высокой любви к спорту? Наверное, главная сила и достоинство спорта в том, что он является школой “морального благородства и чистоты, физической выносливости и энергии”.

Эти слова принадлежат Пьеру де Кубертену, и сказаны они ещё в 1927 году в Олимпии, при открытии монумента в честь возрождения Игр.

Выдающийся спортивный педагог Виктор Ильич Алексеев говорил: “Физкультура создаёт здоровых, нормальных людей, а спорт помогает растить человека будущего”. Он рассматривал наш спорт в равной мере как средство и физического, и духовного – морального, патриотического – формирования молодёжи. А как же иначе! Ведь в спорте с особой отчётливостью обнажаются все человеческие качества: характер, отношение к делу, к людям, воля, совесть, честность, [1].и преданность своей стране, ведь сейчас всё больше спортсменов, которые раньше выступали за Россию, сейчас выступают под флагом другой страны или вовсе меняли гражданство, например – Людмила Белоусова и Олег Протопопов.

В наши дни человеческий фактор приобретает особую значимость. Спорт – именно та сфера деятельности, где человек не только обретает физическую закалку, но и вырабатывает характер, где проверяются его морально-волевые качества.

На современном уровне развития спорт выделился в специфический вид человеческой деятельности, требующий максимальной отдачи физических и психических сил. Поэтому современный спорт и, прежде всего спорт высших достижений, требует целенаправленной, упорнейшей, систематической и длительной тренировки, специальной психологической подготовки. Но разрабатывая и осуществляя наиболее эффективные методы тренировки и управления деятельностью спортсменов во время соревнований, тренеры не могут, не имеют права ограничиться в своей работе только формированием у спортсменов высокого уровня психомоторных функций, требуемых техникой и тактикой конкретного вида спорта. В процессе своей педагогической работы им приходится (сознательно или неосознанно) воздействовать и на формирование их активной жизненной позиции, интеллектуального, морально-политического становления личности. Анализ современной методики подготовки спортсменов высокого класса показывает всю несостоятельность ещё бытующей у отдельных специалистов теории “нейтральности спорта”, утверждающей, что в подготовке спортсменов можно ограничиться только формированием психомоторных функций, оставляя в стороне вопросы формирования мировоззрения спортсменов. Наоборот, именно недостатки в формировании высоких личностных качеств спортсменов, их морально-политической надёжности и выявляется во многих случаях главной причиной неудач в соревнованиях даже при наличии отличной физической и технической подготовки. Вот почему мы считаем чрезвычайно важным привлечь внимание к проблеме морального воспитания российских спортсменов. Сегодня, когда растущая популярность спорта делает его всё более значимым фактором нравственного воспитания людей, особенно молодёжи, эта задача приобретает большой социальный смысл.

К сожалению, порой понятие “личность спортсмена” подменяется понятием “хорошо подготовленный атлет”. Характеризуя же личность российского спортсмена, необходимо в первую очередь иметь в виду зрелость его гражданского самосознания, стойкость характера, высокие нравственные качества.

Безусловно, сам соревновательный характер спортивной борьбы таит определённую опасность, а вернее, создаёт “благоприятные” условия для проявления таких индивидуальных черт личности, как стремление ставить всё новые и новые рекорды, к победе в соревнованиях ради личного успеха и связанных с ним материальных благ. У таких спортсменов на первом месте оказываются личные интересы, что нередко связано со стремлением добиться победы любыми, в том числе и неспортивными, средствами. Это противоречие и является иногда источником внутренних конфликтных ситуаций, порождает борьбу между общественными и личными мотивами спортивной деятельности. Вскрыть механизмы таких внутренних конфликтов, помочь спортсмену выработать правильные установки – одна из задач спортивной психологии. Это даёт возможность целенаправленно, планомерно, научно обоснованно вести педагогическую работу по формированию личности спортсмена. [1].

Страницы: 1 2


Вкусовые ощущения
Вкусовые ощущения, как и обонятельные, обусловлены химичес­кими свойствами вещей. Как и для запахов, для вкусовых ощущений не имеется полной, объективной классификации. Из комплекса ощуще­ний, вызываемых вкусовыми веществами, можно выделить четыре ос­новных качества - соленое, кислое, сладкое и горькое. К вкусовым ощущениям обычно прис ...

Основные стрессоры в жизни ребёнка
Таблица 1. Основные стрессоры в жизни ребёнка ...

Определение мышления.
Венцом эволюционного и исторического развития познавательных процессов человека является его способность мыслить. Благодаря понятийному мышлению человек беспредельно раздвинул границы своего бытия, очерченные возможностями познавательных процессов более «низкого» уровня – ощущения, восприятия, представления. Чувственные образы, создавае ...