Введение
Страница 1

Спорт и мы… спорт и наша жизнь… Немного найдётся сегодня людей, которые бы не восхищались рекордами спортсменов на ответственных соревнованиях, не радовались бы, как своим личным успехам, победам спортсменов разных поколений: И.Родниной, В.Старшинова, В.Теретьяка, С.Бубки и многих-многих других. А что заставляет миллионы людей выходить в воскресные дни на лыжные трассы, скользить по голубому льду, преодолевать километры и барьеры? Что лежит в основе такой высокой любви к спорту? Наверное, главная сила и достоинство спорта в том, что он является школой “морального благородства и чистоты, физической выносливости и энергии”.

Эти слова принадлежат Пьеру де Кубертену, и сказаны они ещё в 1927 году в Олимпии, при открытии монумента в честь возрождения Игр.

Выдающийся спортивный педагог Виктор Ильич Алексеев говорил: “Физкультура создаёт здоровых, нормальных людей, а спорт помогает растить человека будущего”. Он рассматривал наш спорт в равной мере как средство и физического, и духовного – морального, патриотического – формирования молодёжи. А как же иначе! Ведь в спорте с особой отчётливостью обнажаются все человеческие качества: характер, отношение к делу, к людям, воля, совесть, честность, [1].и преданность своей стране, ведь сейчас всё больше спортсменов, которые раньше выступали за Россию, сейчас выступают под флагом другой страны или вовсе меняли гражданство, например – Людмила Белоусова и Олег Протопопов.

В наши дни человеческий фактор приобретает особую значимость. Спорт – именно та сфера деятельности, где человек не только обретает физическую закалку, но и вырабатывает характер, где проверяются его морально-волевые качества.

На современном уровне развития спорт выделился в специфический вид человеческой деятельности, требующий максимальной отдачи физических и психических сил. Поэтому современный спорт и, прежде всего спорт высших достижений, требует целенаправленной, упорнейшей, систематической и длительной тренировки, специальной психологической подготовки. Но разрабатывая и осуществляя наиболее эффективные методы тренировки и управления деятельностью спортсменов во время соревнований, тренеры не могут, не имеют права ограничиться в своей работе только формированием у спортсменов высокого уровня психомоторных функций, требуемых техникой и тактикой конкретного вида спорта. В процессе своей педагогической работы им приходится (сознательно или неосознанно) воздействовать и на формирование их активной жизненной позиции, интеллектуального, морально-политического становления личности. Анализ современной методики подготовки спортсменов высокого класса показывает всю несостоятельность ещё бытующей у отдельных специалистов теории “нейтральности спорта”, утверждающей, что в подготовке спортсменов можно ограничиться только формированием психомоторных функций, оставляя в стороне вопросы формирования мировоззрения спортсменов. Наоборот, именно недостатки в формировании высоких личностных качеств спортсменов, их морально-политической надёжности и выявляется во многих случаях главной причиной неудач в соревнованиях даже при наличии отличной физической и технической подготовки. Вот почему мы считаем чрезвычайно важным привлечь внимание к проблеме морального воспитания российских спортсменов. Сегодня, когда растущая популярность спорта делает его всё более значимым фактором нравственного воспитания людей, особенно молодёжи, эта задача приобретает большой социальный смысл.

К сожалению, порой понятие “личность спортсмена” подменяется понятием “хорошо подготовленный атлет”. Характеризуя же личность российского спортсмена, необходимо в первую очередь иметь в виду зрелость его гражданского самосознания, стойкость характера, высокие нравственные качества.

Безусловно, сам соревновательный характер спортивной борьбы таит определённую опасность, а вернее, создаёт “благоприятные” условия для проявления таких индивидуальных черт личности, как стремление ставить всё новые и новые рекорды, к победе в соревнованиях ради личного успеха и связанных с ним материальных благ. У таких спортсменов на первом месте оказываются личные интересы, что нередко связано со стремлением добиться победы любыми, в том числе и неспортивными, средствами. Это противоречие и является иногда источником внутренних конфликтных ситуаций, порождает борьбу между общественными и личными мотивами спортивной деятельности. Вскрыть механизмы таких внутренних конфликтов, помочь спортсмену выработать правильные установки – одна из задач спортивной психологии. Это даёт возможность целенаправленно, планомерно, научно обоснованно вести педагогическую работу по формированию личности спортсмена. [1].

Страницы: 1 2


Личность и социализация
Понятие социализации. Социально-психологические и социологические аспекты социализации. Проблема социализации в возрастной психологии. Содержание процесса социализации в сфере деятельности, общения, самосознания. Основные этапы социализации. Институты, агенты и механизмы социализации. Виды социализации. Социализация и детерминация соц ...

Концепция стресса Г. Селье
Концепция стресса была разработана Гансом Селье в 30-х годах. Он определил биологический стресс как неспецифическую реакцию тела на любое обращенное на его воздействие. Он также говорил, что стресс – это «то, что ускоряет процесс старения, проводя нас через передряги жизни». Это полезные определения. Стресс представляет собой вред, нане ...

Труд как фактор воздействия на личность
Труду как особому фактору воздействия всегда отводилось особое место. Причина этого заключается в том, что труд является специфической человеческой деятельностью, формирующей личность. Труд является тем мерилом, по отношению к которому измеряется общественная ценность человека. Как правило, труд сам по себе не перевоспитывает, а предохр ...