Влияние процессов глобализации на социально-трудовые отношенияСтраница 1
Глобализация меняет всю систему общественных отношений, и в том числе социально-трудовых как элемента этой системы. Качественно изменяется система интересов и ценностных ориентиров общественного развития, интересов и ценностей в сфере труда. Работники видят друг в друге не враждебно настроенных конкурентов, но мирных партнёров. Рынок труда представляет собой не постоянную гонку за лидером, а систему равнозначных и равноправных элементов [5].
Это, конечно, идеальная модель, потому что изменения не обязательно положительные и полезные. Ведь, к примеру, вовсе не факт, что имеющее место изменение традиционного принципа "начальник-подчинённый" на принцип "руководитель-сотрудник", или даже на "сообщество равноправных партнёров" приведёт к более эффективным трудовым отношениям - работник, привыкший к тоталитарному режиму, просто не воспримет партнёра как авторитета.
Эта проблема актуальна для психологов и сегодня – именно на неё направлены многие тренинги. Мне кажется, она не утратит актуальности и в будущем, особенно учитывая то, какое значение имеют психологически благоприятные отношения в коллективе.
Такие структурные изменения в экономике, как снижение числа занятых в производственных отраслях и соответственное повышение в сфере услуг, привели к другой тенденции - увеличению доли квалифицированных работников [5]. Восприятие этого сдвига вызвало в народе обязательное стремление получить высшее образование; правда, у многих это стремление проявляется в искажённом виде - учебы "ради корочки".
По мнению большинства исследователей, в течение последних 30 лет корпорации придерживались стратегии, когда большинству работникам обеспечивалась система пожизненного найма, а удовлетворённость являлась главным направлением использования человеческих ресурсов [9]. Такая модель описывается как стандартная в учебниках по психологии труда. Это понятно, ведь она действительно гуманистична и предпочтительна. Но в стремительно меняющемся вследствие глобализации обществе эта модель уже давно не актуальна. Отличным и наглядным примером является корпорация Макдоналдс – все аспекты деятельности этой организации направлены исключительно на достижение целей производства и максимизацию прибыли. В этом отношении глобализация – бездушный монстр, который потребляет, сжирает человеческие ресурсы.
Но глобализация поражает своей неоднозначностью - и вот уже монстр предстаёт в качестве мудрого руководителя. Фундаментальной характеристикой труда в меняющемся обществе является то, что люди в общественном производстве сегодня всё больше общаются с людьми, а не взаимодействуют с машинами и механизмами. Это делает каждого человека исключительным и ценным [5].
Новый характер труда связан с уходом в прошлое узкой специализации и узкого профессионализма. Задача всё та же - максимизация прибыли, поэтому выгодный работник становится максимально "гибким": он постоянно повышает квалификацию, обучается и стремится совмещать в себе всё больше функций.
Ещё одним существенным изменением, внесённым глобализацией в трудовые отношения, является рассмотрение знания как источника создания стоимости. То есть раньше стоимость продукта определялась вложенным в неё трудом. Знания позволяют сберечь капитал и инвестиции; более того, они не расходуются в общепринятом смысле. Как следствие - появление на рынке труда работников интеллектуального труда [5], [9].
Шизофрения
В переводе с греческого shiso – расщепляю, frenio – душа. Это психическое заболевание, которое протекает с быстро или медленно развивающимися изменениями личности особого типа (снижение энергетического потенциала, прогрессирующая интровертированность, эмоциональное оскудение, искажение психических процессов). Часто прогрессирование боле ...
Мотивационное управленческое общение
Можно знать множество теорий мотивации и теорий менеджмента, все это очень интересно и полезно для общего развития. Многие руководители, посетив семинары по управлению и получив массу теоретической информации, были разочарованы низкой практической отдачей. Почему это происходит? Все дело в том, что в управлении персоналом есть две глоба ...
Техника анализа ситуаций общения.
Это понятие используется в психологии как средство анализа характеристик какого-либо социального события, это выделение какого-либо эпизода социальной жизни и факторов, определяющих поведение участников данного эпизода.
Психологические характеристики анализа ситуаций общения в
деятельности сотрудника таможенных органов:
1. Видение с ...