Влияние процессов глобализации на социально-трудовые отношенияСтраница 1
Глобализация меняет всю систему общественных отношений, и в том числе социально-трудовых как элемента этой системы. Качественно изменяется система интересов и ценностных ориентиров общественного развития, интересов и ценностей в сфере труда. Работники видят друг в друге не враждебно настроенных конкурентов, но мирных партнёров. Рынок труда представляет собой не постоянную гонку за лидером, а систему равнозначных и равноправных элементов [5].
Это, конечно, идеальная модель, потому что изменения не обязательно положительные и полезные. Ведь, к примеру, вовсе не факт, что имеющее место изменение традиционного принципа "начальник-подчинённый" на принцип "руководитель-сотрудник", или даже на "сообщество равноправных партнёров" приведёт к более эффективным трудовым отношениям - работник, привыкший к тоталитарному режиму, просто не воспримет партнёра как авторитета.
Эта проблема актуальна для психологов и сегодня – именно на неё направлены многие тренинги. Мне кажется, она не утратит актуальности и в будущем, особенно учитывая то, какое значение имеют психологически благоприятные отношения в коллективе.
Такие структурные изменения в экономике, как снижение числа занятых в производственных отраслях и соответственное повышение в сфере услуг, привели к другой тенденции - увеличению доли квалифицированных работников [5]. Восприятие этого сдвига вызвало в народе обязательное стремление получить высшее образование; правда, у многих это стремление проявляется в искажённом виде - учебы "ради корочки".
По мнению большинства исследователей, в течение последних 30 лет корпорации придерживались стратегии, когда большинству работникам обеспечивалась система пожизненного найма, а удовлетворённость являлась главным направлением использования человеческих ресурсов [9]. Такая модель описывается как стандартная в учебниках по психологии труда. Это понятно, ведь она действительно гуманистична и предпочтительна. Но в стремительно меняющемся вследствие глобализации обществе эта модель уже давно не актуальна. Отличным и наглядным примером является корпорация Макдоналдс – все аспекты деятельности этой организации направлены исключительно на достижение целей производства и максимизацию прибыли. В этом отношении глобализация – бездушный монстр, который потребляет, сжирает человеческие ресурсы.
Но глобализация поражает своей неоднозначностью - и вот уже монстр предстаёт в качестве мудрого руководителя. Фундаментальной характеристикой труда в меняющемся обществе является то, что люди в общественном производстве сегодня всё больше общаются с людьми, а не взаимодействуют с машинами и механизмами. Это делает каждого человека исключительным и ценным [5].
Новый характер труда связан с уходом в прошлое узкой специализации и узкого профессионализма. Задача всё та же - максимизация прибыли, поэтому выгодный работник становится максимально "гибким": он постоянно повышает квалификацию, обучается и стремится совмещать в себе всё больше функций.
Ещё одним существенным изменением, внесённым глобализацией в трудовые отношения, является рассмотрение знания как источника создания стоимости. То есть раньше стоимость продукта определялась вложенным в неё трудом. Знания позволяют сберечь капитал и инвестиции; более того, они не расходуются в общепринятом смысле. Как следствие - появление на рынке труда работников интеллектуального труда [5], [9].
Биологические факторы в развитии личности ребенка
Биологическими и социальными факторами развития называют те постоянно действующие обстоятельства, которые имеют существенное и даже определяющее значение в развитии изучаемого явления. Понимание природы каждого фактора и его роли в психическом развитии ребенка непосредственно связано с взглядами того или другого ученого на генезис психи ...
Темперамент и стиль деятельности личности
Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, в движениях – они проявляются и в умственной сфере, в области побуждений и интересов, а также в общении.
Особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераменту – эт ...
Основные неконструктивные стереотипы, проявляющиеся в ситуациях семейного
конфликта
В табл. 1 представлены основные стереотипы, обнаруженные не только у самих испытуемых, но и у их родителей, прародителей и других членов семьи - тетушек, дядюшек, сестер, братьев, детей. Мы видим, что в семьях живут и передаются из поколения в поколение 8 основных неконструктивных стереотипов: «непонимание», поиск «виновного», пристраст ...