Материалы » Психологические особенности внутриличностного и межличностного конфликта в подростковом возрасте » Соотношение ценности и доступности как особенность внутреннего конфликта у подростков

Соотношение ценности и доступности как особенность внутреннего конфликта у подростков

Используя методику «Уровень соотношения ценности и доступности» Е.Б. Фанталова (УСЦД), можно определить степень неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, а также внутренней конфликтности.

Таблица 1

Соотношение «ценности – доступности» у мальчиков и девочек

Группы

Показатели «ценность – доступность»

(R)

ВК

ВВ

НЗ

девочки

26,3

7

7

12

мальчики

22,1

10

4

10

В таблице, как и на рисунке, представлены следующие показатели соотношения «ценности - доступности»:

(R) - это показатель рассогласования, дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере, свидетельствующий о степени неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, блокады основных потребностей, внутреннего дискомфорта, внутренней конфликтности, а также – об уровне самореализации, внутренней идентичности, интегрированности, гармонии.

ВК – внутренний конфликт

ВВ – внутренний вакуум

НЗ – нейтральная зона

Результаты проведенного исследования показали, что состояние внутреннего конфликта – это, прежде всего, состояние “разрыва” в системе “сознание–бытие”, а именно разрыва между потребностью в достижении внутренне значимых ценностных объектов и возможностью такого достижения в реальности.

В связи с этим индекс “Ц–Д” (R) - является, в свою очередь, индикатором внутренних конфликтов в мотивационно-личностной сфере человека, поскольку его величина всегда будет указывать на степень расхождения между тем, что «есть», и тем, что «должно быть», между «хочу» и «имею», а также между «хочу» и «могу».

Глубина внутреннего конфликта и возникающая при этом психологическая неудовлетворенность всегда будут иметь в предлагаемом методическом подходе, точные качественные, и количественные показатели.

Полученные результаты, свидетельствуют о преобладании низкого показателя (R) 26,3 у девочек, это говорит о том, что желания в основном удовлетворены, именно поэтому, показатель ВК (внутренний конфликт) у девочек меньше чем у мальчиков, а показатель ВВ (внутренний вакуум) больше. Т.е. при отсутствии внутреннего конфликта у девочек наблюдается внутренняя опустошенность, снижения побуждений.

У мальчиков же наоборот, преобладает средний показатель (R) 22,1, что свидетельствует о некоторой степени превосходности желаний над возможностями, поэтому имеет место внутренний конфликт. Показатель НЗ (нейтральная зона - это вся совокупность показателей, где нет заметных “внутренних конфликтов” и “внутренних вакуумов”. Все сферы, которые, попадают в НЗ, представляют своего рода “бесконфликтную”, нейтральную зону, где потребности желаемого и возможности его удовлетворения в основном совпадают.) заметно выше у девочек, это объясняется отсутствием у них внутреннего конфликта в связи с удовлетворенностью, доступностью желаемого.

Для наглядности по полученным результатам, составлен график соотношения «ценности – доступности» у мальчиков и девочек.

Рис. 1 Соотношение ценности и доступности у мальчиков и девочек подросткового возраста

Проанализировав результаты, можно сделать предположение, что при низком уровне дезинтеграции в мотивационно – личностной сфере, снижается возможность возникновения внутреннего конфликта, и наоборот – когда желания превышают возможности, внутренний конфликт неизбежен. Отсутствие внутреннего конфликта приводит к снижению побуждений так называемому «внутреннему вакууму», следовательно, и к состоянию «нейтральная зона» - состоянию бесконфликтности, когда желаемое и доступное совпадает.


Понятие о задатках
Советские психологи считают, что под задатками следует усматривать не столько анатомо-физиологические, сколько психофизиологические свойства, в первую очередь которые обнаруживает ребенок в самой ранней фазе овладения деятельностью, а иногда и взрослый, еще не занимавшийся систематически определенной деятельностью. Иными словами под за ...

Упражнения на развитие конвергентного мышления. Перепутанные буквы
Время проведения: 5 мин Даны слова, в которых намеренно перепутан порядок букв. Какое из них лишнее: росип, евшал, нанба, солам, клуба? ...

Техника учета пространственных характеристик ситуации общения.
Современной психологией изучены закономерности влияния пространственных характеристик на продуктивность общения и характер развивающихся отношений, т.е. возможность воздействия дистанцией и взаиморасположением (ориентацией) на эффективность общения (проксемика ). Достаточно условно выделены четыре основные зоны общения - публичная, дел ...