Соотношение ценности и доступности как особенность внутреннего конфликта у подростков
Используя методику «Уровень соотношения ценности и доступности» Е.Б. Фанталова (УСЦД), можно определить степень неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, а также внутренней конфликтности.
Таблица 1
Соотношение «ценности – доступности» у мальчиков и девочек
Группы |
Показатели «ценность – доступность» | |||
(R) |
ВК |
ВВ |
НЗ | |
девочки |
26,3 |
7 |
7 |
12 |
мальчики |
22,1 |
10 |
4 |
10 |
В таблице, как и на рисунке, представлены следующие показатели соотношения «ценности - доступности»:
(R) - это показатель рассогласования, дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере, свидетельствующий о степени неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, блокады основных потребностей, внутреннего дискомфорта, внутренней конфликтности, а также – об уровне самореализации, внутренней идентичности, интегрированности, гармонии.
ВК – внутренний конфликт
ВВ – внутренний вакуум
НЗ – нейтральная зона
Результаты проведенного исследования показали, что состояние внутреннего конфликта – это, прежде всего, состояние “разрыва” в системе “сознание–бытие”, а именно разрыва между потребностью в достижении внутренне значимых ценностных объектов и возможностью такого достижения в реальности.
В связи с этим индекс “Ц–Д” (R) - является, в свою очередь, индикатором внутренних конфликтов в мотивационно-личностной сфере человека, поскольку его величина всегда будет указывать на степень расхождения между тем, что «есть», и тем, что «должно быть», между «хочу» и «имею», а также между «хочу» и «могу».
Глубина внутреннего конфликта и возникающая при этом психологическая неудовлетворенность всегда будут иметь в предлагаемом методическом подходе, точные качественные, и количественные показатели.
Полученные результаты, свидетельствуют о преобладании низкого показателя (R) 26,3 у девочек, это говорит о том, что желания в основном удовлетворены, именно поэтому, показатель ВК (внутренний конфликт) у девочек меньше чем у мальчиков, а показатель ВВ (внутренний вакуум) больше. Т.е. при отсутствии внутреннего конфликта у девочек наблюдается внутренняя опустошенность, снижения побуждений.
У мальчиков же наоборот, преобладает средний показатель (R) 22,1, что свидетельствует о некоторой степени превосходности желаний над возможностями, поэтому имеет место внутренний конфликт. Показатель НЗ (нейтральная зона - это вся совокупность показателей, где нет заметных “внутренних конфликтов” и “внутренних вакуумов”. Все сферы, которые, попадают в НЗ, представляют своего рода “бесконфликтную”, нейтральную зону, где потребности желаемого и возможности его удовлетворения в основном совпадают.) заметно выше у девочек, это объясняется отсутствием у них внутреннего конфликта в связи с удовлетворенностью, доступностью желаемого.
Для наглядности по полученным результатам, составлен график соотношения «ценности – доступности» у мальчиков и девочек.
Рис. 1 Соотношение ценности и доступности у мальчиков и девочек подросткового возраста
Проанализировав результаты, можно сделать предположение, что при низком уровне дезинтеграции в мотивационно – личностной сфере, снижается возможность возникновения внутреннего конфликта, и наоборот – когда желания превышают возможности, внутренний конфликт неизбежен. Отсутствие внутреннего конфликта приводит к снижению побуждений так называемому «внутреннему вакууму», следовательно, и к состоянию «нейтральная зона» - состоянию бесконфликтности, когда желаемое и доступное совпадает.
Результаты исследования в 11а классе шк. № 14
В исследовании принимали участие 24 ученика. После анализа всех ответов мы получили следующие результаты:
ЛИДЕР:
СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС: указывает положение человека в системе межличностных отношений и отражает степень его признания членами группы, меру личного предпочтения, определяемую числом выборов, полученных от других.
ВЫСОКИЙ ...
Устранение
нежелательных эмоциональных состояний
К. Изард отмечает три способа устранения нежелательного эмоционального состояния:
1) посредством другой эмоции;
2) когнитивная регуляция;
3) моторная регуляция.
Первый способ регуляции предполагает сознательные усилия, направленные на активацию другой эмоции, противоположной той, которую человек переживает и хочет устранить. Второй ...
Упражнения на развитие памяти. Упражнение «Самый
внимательный»
Время проведения: 10 мин
Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти.
Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать ...