Развитие памяти в подростковом возрасте
В подростковом возрасте происходит значительная перестройка и развитие памяти. Способность к произвольному запоминанию на основе приема заучивания постоянно, но медленно возрастает до 13 лет, а с 13 до 15-16 лет наблюдается более быстрый рост запоминания, имеющего смысловой, логический характер [37].
В переходном возрасте, по Л.С. Выготскому, подросток переходит к новой и высшей форме интеллектуальной деятельности - к мышлению в понятиях. Все остальные функции на данном этапе развития вступают в сложный синтез с этим новым образованием, происходит их интеллектуализация и перестройка.
Л.С. Выготский говорит о таком процессе как «интеллектуализация мнемы» - этот феномен отражает взаимосвязь памяти и интеллекта, при которой последний начинает играть ведущую роль в психической деятельности подростка. Кроме того, «интеллектуализация мнемы» проявляется в том, что в подростковом возрасте запоминание приобретает активный или волевой характер [8, с.291]. Таким образом, в подростковом возрасте происходит изменение характера памяти – осуществляется переход от доминирования механического запоминания к смысловому, а также становится более доступным запоминание абстрактного материала.
К центральным моментам всех этих изменений можно отнести то, что память в подростковом возрасте освобождается от наглядных образов, а вербальная память, запоминание в понятиях, приобретают связь с осмысливанием, анализом и систематизацией материала и выдвигаются на первый план [43].
Таким образом, в соответствии с культурно-историческим подходом на этом возрастном этапе возникает новое отношение, противоположное тому, которое можно установить для более ранней ступени в развитии памяти и мышления. Если до подросткового возраста процесс мышления человека, ребенка представлял собой «воспоминание» о какой-либо информации, то подросток, для того чтобы вспомнить необходимое, активно привлекает процессы мышления. Усложнение процессов памяти наряду с расширением и углублением содержания мышления оказывают существенное влияние на подростка: перед ним раскрывается весь мир в его прошлом и настоящем, природа, история и жизнь человека.
Принципы и технологии формирования индивидуального и профессионального имиджей
человека
На сегодняшний день наиболее активно ученые занимаются разработкой принципов и технологий формирования индивидуального имиджа человека. Рассмотрим психологические принципы и технологии формирования индивидуального имиджа.
В основу формирования индивидуального имиджа могут быть положены следующие принципы:
– принцип повторения;
– прин ...
Психолого–педагогические рекомендации по коррекции агрессии у подростков
Важнейшим условием эффективной социализации и предупреждения становления агрессивных форм поведения является развитие мотивации привязанности, посредством которой ребенок научается желать интереса, внимания и одобрения окружающих, и в первую очередь – собственных родителей. В качестве вторичного подкрепления привязанность затем может об ...
Глобализация современного общества
Глобализация – один из наиболее часто употребляемых терминов современного научного и обыденного языка. Глобализация – это комплексный социальный процесс, имеющий всепроникающий характер и видоизменяющий весь мир. Мы говорим о глобализации, подразумевая изменение общества, стиля жизни людей, интенсификацию всех процессов. Глобализация – ...