Исследование межличностных отношений
и групповых процессовСтраница 13
Возможен расчет С+ — положительного и С: — отрицательного статуса в группах малой численности (N).
Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы высчитывается по формуле:
где Е. — эмоциональная экспансивность j-члена; R— сделанные j-членом выборы (+, —).
С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении.
Из Г.С.И. наиболее важными являются:
индекс эмоциональной экспансивности группы, который высчитывается по формуле:
где Ag — экспансивность группы; N — число членов группы;
индекс показывает среднюю активность группы при решении задачи социометрического теста (в расчете на каждого члена группы);
индекс психологической взаимности («сплоченности группы») в группе, который высчитывается по формуле:
где Gg — взаимность в группе по результатам положительных выборов;
Fij+— число положительных взаимных связей в группе; N — число членов группы.
Надежность рассмотренной процедуры зависит прежде всего от правильного выбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.
Использование социометрического теста позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в бригадах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы.
Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, но особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.
Диагностика
психолого-педагогической характеристики
малой учебной группы
Инструкция.
Карта-схема, состоящая из опросных листов, представляет собой пятибалльную шкалу, вмонтированную в набор качеств, характеризующих наиболее существенные свойства группы
Оценка уровня развития отдельных групповых качеств идет по пятибалльной системе:
5 - ставится тогда, когда качество очень сильно и постоянно проявляется,
4 - проявляется постоянно, но не так сильно,
3 - не очень проявляется,
2 - проявляется противоположное отрицательное качество,
1 - сильно проявляется противоположное отрицательное качество.
Например:
Группа стремиться общаться и сотрудничать с другими групп-пами. |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
У группы наблюдается стремление обособиться, изолироваться от дру-гих групп. |
5 ставится, когда стремление общаться с другими группами очень ярко выражено,
4 - когда не очень выражено,
3 - слабо выражено,
2 - больше выражено стремление обходиться, чем общаться,
1 - стремление обособиться выражено ярко
Поскольку качества группы даются в карте-схеме в большинстве случаев по принцип противоположности, необходимо одновременно учитывать и негативные, и позитивные. Чтобы оценить какое-либо качество, необходимо прочитать слева его положительную оценку, m справа отрицательную и лишь затем крестиком обозначить оценку против соответствующее балла и вписать напротив каждого суждения фамилии тех учеников, которые заметно влияют на данное свойство класса.
Методы исследований
Экспериментальная часть проводилась на базе спортивного клуба “Ракета” г.Казань. Контингент – 15 спортсменов по хоккею с мячом в возрасте от 19 до 26 лет. Использованы тесты по определению поведенческого типа реакции – ПТР (МYТН), стрессорности и темперамента. ...
Развитие и формирование личности.
Формирование личности хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений, способов действий. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т.д. А д ...
Эмпирическое исследование соотношения внутриличностного и межличностного
конфликта в подростковом возрасте. Структура работы
Изначально, была выбрана тема и необходимая литература. Изучив литературу, подобраны методики и группа подростков.
Эмпирическое исследование было направлено на изучение соотношения внутриличностного и межличностного конфликта у мальчиков и девочек в подростковом возрасте.
Объектом исследования является психология конфликта.
Предметом ...