Материалы » Социально-психологическая характеристика конфликтов » Способы разрешения конфликтных ситуаций.

Способы разрешения конфликтных ситуаций.
Страница 1

Учитывая часто негативную сторону конфликта и его последствий, встает вопрос о нахождении путей позитивного выхода из конфликтной ситуации для всех его участников. В литературе по этому поводу можно найти множество советов и рекомендаций, различных тренинговых комплексов и занятий.

Приедем несколько рекомендаций по устранению конфликтов. Так Столяренко Л. Д. предлагает следующие «способы устранения противоречий, лежащих в основе конфликта:

· устранение объекта конфликта;

· раздел объекта конфликта между сторонами;

· установление очередности или иных правил обоюдного использования объекта;

· компенсация одной из сторон за передачу объекта другой стороне;

· разведение сторон конфликта;

· перенос отношений сторон в другую плоскость, предполагающую выявление у них общего интереса»[12].

Знаменитый российский психолог Игорь Вагин дает такие советы:

· любые конфликты легче решаются в комфортной обстановке;

· наберитесь терпения и выслушайте своего оппонента;

· максимально дистанцируйтесь от отрицательных эмоций вашего оппонента;

· дождитесь, пока спадет накал страстей;

· постарайтесь отсечь историю конфликта;

· перейдите к обсуждению возможных вариантов решения конфликта;

· тщательно контролируйте свою речь.

Замедлина Е. А. приводит следующие позитивные методы разрешения и предупреждения конфликта:

1) рекомендации общего характера, которые надо учитывать в условиях любого человеческого общения, в том числе и конфликта: постоянное внимание к собеседнику; способность выслушать собеседника; уважительное отношение к собеседнику; адекватное реагирование на поведение собеседника; замедление темпа речи, если собеседник взволнован; умение сопереживать партнеру (проявление эмпатии);

2) блок методов, используемых до начала переговоров в условиях конфликта (невербальная группа методов); дать собеседнику возможность выговориться, не перебивать его, обнаружить позой, мимикой сочувствие к нему; сокращение дистанции между собеседниками;

3) основная фаза переговоров – блок методов словесного характера: переключить внимание собеседника с предмета конфликта, предложить ему другую тему, отвлечь внимание от конфликта; полезно в случае необходимости признать свою вину, давая возможность собеседнику признать его вину; необходимо признавать правоту собеседника; попытка устранить конфликт, не затягивая его;

4) рекомендации специального характера – используются в сложных ситуациях, когда другие методы не действуют: в некоторых случаях следует показать собеседнику, что он невежлив, груб, приняв подчеркнуто вежливый тон; в случае явной агрессивности следует применить более сильную агрессию; указав собеседнику на то, что настаивание на его необоснованных требованиях в ходе конфликта приведет к тому, что о нем сложится негативное мышление в коллективе и у людей, мнением которых он дорожит.

Среди тренинговых методик можно выделить следующие.

Упражнение № 1.

«Каждый участник группы получает чистый лист бумаги и ручку. Ведущий группы призывает участников подумать о собственной проблемной ситуации, в которой каждый находится в данный период. В левой части листа записывают 10 аспектов жизненной проблемы, которые имеют негативные последствия для участника, а в правой – 10 положительных сторон существующей ситуации.

В процессе обсуждения группа приходит к выводу, что в каждой, даже самой трудной жизненной ситуации необходимо уметь находить положительные

стороны и за счет этого сохранять самообладание и толерантность»[13].

Упражнение № 2.

«Участники группы объединяются в пары и разыгрывают любую конфликтную ситуацию. Двое участников разыгрывают разногласие, применяя во взаимодействии следующие принципы управления конфликтом:

- полный контроль за собственными эмоциями, которые, как правило, мешают оценивать происходящее;

Страницы: 1 2


Каковы способы и средства манипулирования
Вот некоторые из них.- опустить часть информации или исказить ее, обобщить до неузнаваемости; "приклеить ярлык"; польстить, вызвать жалость или, наоборот, чувство вины; полностью подавить или подстроиться. К уловкам манипулятора можно отнести юмор, шутки, если их применяют с целью обескуражить партнера, лишить его уверенности, ...

Этапы становления рефлексии и диалога в европейской культуре
Этот параграф посвящен истории становления рефлексии и диалога в европейской культуре. Эти два понятия тесно взаимосвязаны, а потому рассматривать их отдельно было бы некорректно. На первом – древнегреческом – этапе в эпоху античной Греции ситуация развития рефлексии заменялась диалогом. Здесь рефлексия осуществлялась как в своей интел ...

Психическое состояние
Во время опроса девочка держится спокойно, уверенно. Внешне опрятна, волосы прибраны, одежда чистая, аккуратная. Поведение упорядоченное. Контакту доступна, общительна. Сознание ясное. Речь с аграмматизмами, словарный запас скудный. Ориентирована в окружающей обстановке, месте и времени. Общая осведомленность скудная, адрес знает не точ ...