Способы разрешения конфликтных ситуаций.Страница 1
Учитывая часто негативную сторону конфликта и его последствий, встает вопрос о нахождении путей позитивного выхода из конфликтной ситуации для всех его участников. В литературе по этому поводу можно найти множество советов и рекомендаций, различных тренинговых комплексов и занятий.
Приедем несколько рекомендаций по устранению конфликтов. Так Столяренко Л. Д. предлагает следующие «способы устранения противоречий, лежащих в основе конфликта:
· устранение объекта конфликта;
· раздел объекта конфликта между сторонами;
· установление очередности или иных правил обоюдного использования объекта;
· компенсация одной из сторон за передачу объекта другой стороне;
· разведение сторон конфликта;
· перенос отношений сторон в другую плоскость, предполагающую выявление у них общего интереса»[12].
Знаменитый российский психолог Игорь Вагин дает такие советы:
· любые конфликты легче решаются в комфортной обстановке;
· наберитесь терпения и выслушайте своего оппонента;
· максимально дистанцируйтесь от отрицательных эмоций вашего оппонента;
· дождитесь, пока спадет накал страстей;
· постарайтесь отсечь историю конфликта;
· перейдите к обсуждению возможных вариантов решения конфликта;
· тщательно контролируйте свою речь.
Замедлина Е. А. приводит следующие позитивные методы разрешения и предупреждения конфликта:
1) рекомендации общего характера, которые надо учитывать в условиях любого человеческого общения, в том числе и конфликта: постоянное внимание к собеседнику; способность выслушать собеседника; уважительное отношение к собеседнику; адекватное реагирование на поведение собеседника; замедление темпа речи, если собеседник взволнован; умение сопереживать партнеру (проявление эмпатии);
2) блок методов, используемых до начала переговоров в условиях конфликта (невербальная группа методов); дать собеседнику возможность выговориться, не перебивать его, обнаружить позой, мимикой сочувствие к нему; сокращение дистанции между собеседниками;
3) основная фаза переговоров – блок методов словесного характера: переключить внимание собеседника с предмета конфликта, предложить ему другую тему, отвлечь внимание от конфликта; полезно в случае необходимости признать свою вину, давая возможность собеседнику признать его вину; необходимо признавать правоту собеседника; попытка устранить конфликт, не затягивая его;
4) рекомендации специального характера – используются в сложных ситуациях, когда другие методы не действуют: в некоторых случаях следует показать собеседнику, что он невежлив, груб, приняв подчеркнуто вежливый тон; в случае явной агрессивности следует применить более сильную агрессию; указав собеседнику на то, что настаивание на его необоснованных требованиях в ходе конфликта приведет к тому, что о нем сложится негативное мышление в коллективе и у людей, мнением которых он дорожит.
Среди тренинговых методик можно выделить следующие.
Упражнение № 1.
«Каждый участник группы получает чистый лист бумаги и ручку. Ведущий группы призывает участников подумать о собственной проблемной ситуации, в которой каждый находится в данный период. В левой части листа записывают 10 аспектов жизненной проблемы, которые имеют негативные последствия для участника, а в правой – 10 положительных сторон существующей ситуации.
В процессе обсуждения группа приходит к выводу, что в каждой, даже самой трудной жизненной ситуации необходимо уметь находить положительные
стороны и за счет этого сохранять самообладание и толерантность»[13].
Упражнение № 2.
«Участники группы объединяются в пары и разыгрывают любую конфликтную ситуацию. Двое участников разыгрывают разногласие, применяя во взаимодействии следующие принципы управления конфликтом:
- полный контроль за собственными эмоциями, которые, как правило, мешают оценивать происходящее;
Типология темпераментов
Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия.
Поведение зависит не только от социальных условий, но и от особенностей природной организации личности. Темперамент как раз и обусловлен биологической ...
Личность в группе
Личность в системе коммуникативных, интерактивных и перцептивных воздействий. Проблема социальной идентичности личности.
Коммуникативные свойства личности. Когнитивная компетентность личности и ее «когнитивный стиль».
Социально-психологический тренинг как способ развития социально-психологических характеристик личности.
Перспективы с ...
Занятие 7-е. Тема: "Самооценка"
Цель — выработка навыков адекватной самооценки. Здоровая самооценка — это внутренний опыт нашей собственной ценности, осознание как бы изнутри того факта, что мы имеем достоинство. Наше человеческое достоинство - это нечто отдельное от того, что мы делаем, как мы выглядим и что говорят другие люди о нас и делают для нас.
У созависимых ...

