Темперамент

Издавна делались попытки свести практически бесконечное множество индивидуальностей к небольшому числу типичных портретов.

Гиппократовские черты типа темперамента – наиболее древний и наиболее известный пример типизации, выделения общих закономерностей среди индивидуальных вариаций психики.

Темперамент – это те врождённые особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов темперамента, необходимо подчеркнуть, что лучших или худших темпераментов – каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть 6направлены не на переделку темперамента (что невозможно вследствие врождённости темперамента), а на разумное использование его достоинств и нивелирование его отрицательных граней.

Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщённых портретов – типов темперамента. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предсказать поведение людей с определённым темпераментом в конкретных жизненных ситуациях. [27].

Темперамент в переводе с латинского – смесь, соразмерность. Древнейшее описание темпераментов принадлежит “отцу” медицины Гиппократу. Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырёх жидкостей организма преобладает; если преобладает кровь (“сангвиник” по-латыни), то темперамент будет сангвиничный, т.е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности и неудачи. Если преобладает желчь (“холе”), то человек будет холериком – желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный человек, с быстрой сменой настроения. Если преобладает слизь (“флегма”), то темперамент флегматичный – спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливающийся к новым условиям. Если преобладает чёрная желчь (“меланахоле”), то получается меланхолик – несколько болезненно застенчивый и впечатлительный человек, спокойный к грусти, робости, замкнутости, он быстро утомляется, чрезмерно чувствительный к невзгодам. Эту теорию темперамента можно назвать гуморальной теорией

(от латинского “гумор” – жидкость). Некоторые современные приверженцы гуморальной теории показывают, что соотношение и баланс гормонов внутри организма определяют проявления темперамента, например избыток гормонов щитовидной железы обусловливает повышенную раздражимость и возбудимость человека, проявления холеричного темперамента.

В начале ХХ в. возникла конституционная теория темперамента

(Кречмер, Шелдон), главная идея которой заключалась в установлении связи темперамента с врождённой конституциев человека. [27].

Академик И.П.Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы.

Он показал, что два основных нервных процесса – возбуждение торможение – отражают деятельность головного. От рождения они у всех разные: по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности: 1) “безудержный” (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы (н/с) – соответствует темпераменту холерика); 2) живой” (сильный, подвижный, уравновешенный тип н/с соответствует темпераменту сангвиника); 3) “спокойный” (сильный, уравновешенный, инертный тип н/с соответствует темпераменту флегматика); 4) “слабый” (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип н/с обусловливает темперамент меланхолика). [27].


Развитие и формирование личности.
Формирование личности хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений, способов действий. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т.д. А д ...

Мышление как процесс.
Процесс познания на уровне мышления, процесс соотнесения объектов, образов, понятий и символов может быть развернутым и хорошо осознаваемым в силу того, что сознанию уже представлены объекты, с которыми производятся операции. Процесс мышления иногда развернут во времени так, что он не может остаться незамеченным, и наконец, часто он суб ...

Психическое состояние
Во время опроса девочка держится спокойно, уверенно. Внешне опрятна, волосы прибраны, одежда чистая, аккуратная. Поведение упорядоченное. Контакту доступна, общительна. Сознание ясное. Речь с аграмматизмами, словарный запас скудный. Ориентирована в окружающей обстановке, месте и времени. Общая осведомленность скудная, адрес знает не точ ...