Типы конфликтов и способов поведения в них.Страница 3
Другие подходы к классификации конфликтов:
1)внешний – конфронтация между субъектами;
2)внутренний – конфронтация мотивов, намерений, целей субъекта;
3)конфликт выбора – затруднение выбора одной из двух равных целей;
4)конфликт выбора наименьшего зла – затруднение выбора между вариантами, каждый из которых в равной степени нежелателен;
5)групповой – между группами людей;
6)коммуникативный – результат речевого противостояния, являющийся следствием барьеров понимания установки первого впечатления;
7)мотивационный – между потребностями и намерениями;
8)открытый – борьба с целью нанесения ущерба противнику;
9)скрытый – неявное противостояние, напряженные взаимоотношения;
10)конфликт потребностей – разновидность мотивационного, связанного с тем, что человек хочет достичь противоречивых целей;
11)конфликт потребности и социальной нормы – между побудительными личными мотивами и запретительными общими императивами;
12)статусный – конфронтация, определяемая статусом и ролью участников;
13)целевой – конфронтация по поводу достижения определенной цели.
Поведение в конфликте.
Основными видами действий одной из конфликтующих сторон, которые другая оценивает как конфликтные, враждебные, направленные против нее, являются:
1. создание прямых или косвенных помех для осуществления планов и намерений другой стороны;
2. невыполнение другой стороной своих обязанностей и обязательств;
3. захват или удержание того, что, по мнению данной стороны, не должно находиться во владении другой стороны;
4. нанесение прямого или косвенного вреда имуществу или репутации;
5. унижающие человеческое достоинство действия;
6. угрозы и другие принуждающие действия, заставляющие человека делать то, что он не хочет и не обязан делать;
7. физическое насилие.
Конфликтные действия могут быть: нормальными, случайными, необдуманными, намеренно враждебными, специально направленные против одной из конфликтующих сторон.
Конфликтное взаимодействие – борьба, в которой действия одной стороны встречают противодействия другой.
Влияние в конфликте – процесс, при котором действия одной стороны оказывают существенное влияние на другую сторону. Это влияние состоит не только в том, что другая сторона терпит какой-то ущерб, но и в том, что она в свою очередь начинает планировать и предпринимать ответные действия.
Взаимодействие сторон в конфликте – процесс, при котором поведение одного участника конфликта вызывает соответствующие изменения в поведении другого и конфликтующие стороны так или иначе воздействуют друг на друга. В конфликте воздействия со стороны противника переживаются особенно остро, ибо направлены на разрушение наших собственных планов, идей, целей. Интенсивность чужого влияния возрастает с обострением конфликта. В особо напряженных ситуациях действия, которые в обычных условиях не привлекают внимания, переживаются гораздо сильнее. Взаимное влияние соперников может принимать разнообразные формы: заражения, внушения, убеждения, подражания и т. д.
Американские психологи К. Томас и Р. Килмен выделили пять типичных стилей поведения в конфликте.
Уступчивость, приспособление. Действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Данный подход возможен, когда вклад индивида не слишком велик или когда предмет разногласия более существен для оппонента, чем для индивида. Такое поведение используется, если ситуация не особенно значима, если важнее сохранить хорошие отношения с оппонентом, чем отстаивать свои собственные интересы, если у индивида мало шансов на победу, мало власти.
Уклонение (избегание, уход). Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения. Такое поведение возможно, если исход конфликта для индивида не особо важен, либо ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников, либо у индивида не хватает власти для решения конфликта в свою пользу.
Экономическая часть. Оценка эффективности
внедрения компьютерных технологий в профориентационной работе
Важной задачей для профконсультанта является повышение эффективности диагностирования с помощью компьютерных технологий.
Гипотеза работы: необходимо выяснить, снижается ли время, затрачиваемое профконсультантом на обсчет данных. Оценивать эффективность работы можно с помощью сравнения использования бланковых методик с компьютерными.
Д ...
Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
Информационный подход и анализ коммуникативной стороны общения. Специфика коммуникационного процесса между людьми: развитие информации в процессе общения, активная позиция участников общения, проблема смысла при усвоении информации. Данные семантики, теории информации, семиотики и лингвистики для социально-психологического анализа комму ...
Методы коррекции эмоциональных отклонений у детей, перенесших
психологическую травму
Дети, однажды пережив травму, нуждаются в специальной помощи, включающей как медикаментозное лечение, так и различные виды психотерапии.
Очень важно, чтобы первичная психологическая помощь в той или иной выбранной специалистом оптимальной форме была оказана сразу после травмы, с тем, чтобы усилить у пострадавшего степень осознания прои ...