Материалы » Социально-психологическая характеристика конфликтов » Типы конфликтов и способов поведения в них.

Типы конфликтов и способов поведения в них.
Страница 3

Другие подходы к классификации конфликтов:

1)внешний – конфронтация между субъектами;

2)внутренний – конфронтация мотивов, намерений, целей субъекта;

3)конфликт выбора – затруднение выбора одной из двух равных целей;

4)конфликт выбора наименьшего зла – затруднение выбора между вариантами, каждый из которых в равной степени нежелателен;

5)групповой – между группами людей;

6)коммуникативный – результат речевого противостояния, являющийся следствием барьеров понимания установки первого впечатления;

7)мотивационный – между потребностями и намерениями;

8)открытый – борьба с целью нанесения ущерба противнику;

9)скрытый – неявное противостояние, напряженные взаимоотношения;

10)конфликт потребностей – разновидность мотивационного, связанного с тем, что человек хочет достичь противоречивых целей;

11)конфликт потребности и социальной нормы – между побудительными личными мотивами и запретительными общими императивами;

12)статусный – конфронтация, определяемая статусом и ролью участников;

13)целевой – конфронтация по поводу достижения определенной цели.

Поведение в конфликте.

Основными видами действий одной из конфликтующих сторон, которые другая оценивает как конфликтные, враждебные, направленные против нее, являются:

1. создание прямых или косвенных помех для осуществления планов и намерений другой стороны;

2. невыполнение другой стороной своих обязанностей и обязательств;

3. захват или удержание того, что, по мнению данной стороны, не должно находиться во владении другой стороны;

4. нанесение прямого или косвенного вреда имуществу или репутации;

5. унижающие человеческое достоинство действия;

6. угрозы и другие принуждающие действия, заставляющие человека делать то, что он не хочет и не обязан делать;

7. физическое насилие.

Конфликтные действия могут быть: нормальными, случайными, необдуманными, намеренно враждебными, специально направленные против одной из конфликтующих сторон.

Конфликтное взаимодействие – борьба, в которой действия одной стороны встречают противодействия другой.

Влияние в конфликте – процесс, при котором действия одной стороны оказывают существенное влияние на другую сторону. Это влияние состоит не только в том, что другая сторона терпит какой-то ущерб, но и в том, что она в свою очередь начинает планировать и предпринимать ответные действия.

Взаимодействие сторон в конфликте – процесс, при котором поведение одного участника конфликта вызывает соответствующие изменения в поведении другого и конфликтующие стороны так или иначе воздействуют друг на друга. В конфликте воздействия со стороны противника переживаются особенно остро, ибо направлены на разрушение наших собственных планов, идей, целей. Интенсивность чужого влияния возрастает с обострением конфликта. В особо напряженных ситуациях действия, которые в обычных условиях не привлекают внимания, переживаются гораздо сильнее. Взаимное влияние соперников может принимать разнообразные формы: заражения, внушения, убеждения, подражания и т. д.

Американские психологи К. Томас и Р. Килмен выделили пять типичных стилей поведения в конфликте.

Уступчивость, приспособление. Действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Данный подход возможен, когда вклад индивида не слишком велик или когда предмет разногласия более существен для оппонента, чем для индивида. Такое поведение используется, если ситуация не особенно значима, если важнее сохранить хорошие отношения с оппонентом, чем отстаивать свои собственные интересы, если у индивида мало шансов на победу, мало власти.

Уклонение (избегание, уход). Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения. Такое поведение возможно, если исход конфликта для индивида не особо важен, либо ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников, либо у индивида не хватает власти для решения конфликта в свою пользу.

Страницы: 1 2 3 4


Цели психологического консультирования
Основные цели консультирования зависят от потребностей клиентов, обращающихся за психологической помощью, и теоретической ориентации самого консультанта. Однако, основными , как правило являются: 1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбеж ...

Гендерная психология. Краткая история формирования гендерной психологии
Чтобы разъяснить данную проблему в нашей работе обратимся к толкованию некоторых определений связанных с этой темой. В психологии есть отдельная отрасль, изучающая закономерности поведения человека в обществе, определяемые его биологическим полом, социальным полом и их соотношением, которая называется гендерная психология. Само же опре ...

Эмпирическое исследование соотношения внутриличностного и межличностного конфликта в подростковом возрасте. Структура работы
Изначально, была выбрана тема и необходимая литература. Изучив литературу, подобраны методики и группа подростков. Эмпирическое исследование было направлено на изучение соотношения внутриличностного и межличностного конфликта у мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Объектом исследования является психология конфликта. Предметом ...