Материалы » Социально-психологическая характеристика конфликтов » Типы конфликтов и способов поведения в них.

Типы конфликтов и способов поведения в них.
Страница 1

Существует множество классификаций типов конфликтов в зависимости от их оснований.

По форме проявления конфликты можно разделить на два вида: агонистические (примиримые) и антагонистические (непримиримые).

Для аогнистических конфликтов характерны:

1) конфронтация – пассивное противостояние социальных групп с противоборствующими политическими, экологическими, социальными интересами. Конфронтация не принимает форму открытого столкновения, но предполагает наличие разногласии и может перерасти в соперничество;

2) соперничество – борьба за признание достижений и способностей отдельного человека или какой-либо общности. Цель соперничества – приобретение лучших социальных позиций, достижение престижных целей. Соперничество может перерасти в конкуренцию;

3) конкуренция – особый тип конфликта, цель которого – получение выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам.

Антагонистические конфликты делятся на следующие виды:

1)смута – неясно выраженное недовольство существующим положением. Вначале появляется раздражение, переходящее в возмущение, а затем и негодование. Неясные цели оформляются в более или менее четко выраженные требования, хотя и не всегда понятно, чего хотят организаторы смуты, т. е. воля их четко не выражена. Смута может перерасти в бунт или мятеж , затем в восстание;

2)бунт и мятеж – целенаправленное выражение личной или коллективной активности в агрессивных формах;

3)восстание – целенаправленное выражение личной или коллективной агрессии с высокой степенью организации коллективного протеста;

4)революция – высшая форма конфликта, крайняя форма несогласия, политический способ свержения существующего строя, означающий качественные перемены социально-экономического порядка. Как правило, революция предполагает насильственный военный способ действия и вовлечение широких масс.

Существуют различные тактики конфликтов: разногласие и доминирование. Разногласие – основная переменная, которая указывает состояние и ориентацию взглядов, интересов участников, выраженных в требованиях или декларациях о намерениях. Разногласие формирует противоборствующее поведение, описываемое процессуальной моделью конфликта. Доминирование предполагает социальную иерархию в человеческих сообществах, борьбу за приоритетные позиции, это система человеческих действий, основанная на применении силы.

Если за критерий принять объект конфликтов, то можно выделить следующие виды конфликтов:

1)экономические – в их основе лежит столкновение экономических интересов, когда потребности одной стороны удовлетворяются за счет потребностей другой. Чем глубже эти противоречия, тем труднее их разрешить. Именно экономические причины чаще всего лежат в основе глобальных кризисов между обществом и властью;

2)социально-политические – в их основе лежат противоречия, касающиеся политики государства в сфере властных и социальных отношений, партий и политических объединений. Они тесно связаны с межгосударственными и международными столкновениями;

3)идеологические – в их основе находятся противоречия во взглядах людей на самые разные проблемы жизни общества, государства. Они могут возникать как на макро уровне, так и в самых малых объединениях на уровне личности;

4)социально-психологические – могут проявиться как между личностями, так и между социальными группами. В их основе лежат нарушения в области взаимоотношений. Причинами возникновения могут быть психологическая несовместимость, немотивированное неприятие человека человеком, борьба за лидерство, престиж, влияние и т. д.;

5)социально-бытовые – связаны с разными представлениями групп и отдельных лиц о жизни, быте и т. д. Главный из них –дисгармония семейных отношений. Причины конфликта: бытовые неурядицы, морально-бытовая распущенность, а также серьезные идейные расхождения.

Если за основание конфликта берется психическое состояние сторон и соответствующее этому состоянию поведение людей в конфликтных ситуациях, то конфликты делятся на рациональные и эмоциональные.

Страницы: 1 2 3 4


Техника “Втягивание в диалог”.
Определяет меру Вашей инициативы в диалоге. Если Вы будете говорить преимущественно сами, то психологический контакт затрудняется. Обращения к собеседнику должны побуждать его высказываться. Обмен репликами нужно стараться уравновешивать. Как это сделать? Учитывать в начале разговора позитивные интересы собеседника. Ссылаться на людей, ...

Общение со сверстниками
Для подростков первостепенное значение приобретает общение со сверстниками. Общаясь со сверстниками, они активно осваивают нормы, цели, социальное поведение. Появляются стремления, с одной стороны, быть такими же, как все, с другой - желание выделится, отличится. В подростковом возрасте появляется страстное желание иметь верного близког ...

Упражнения на развитие памяти. Упражнение «Самый внимательный»
Время проведения: 10 мин Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти. Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать ...