Типы конфликтов и способов поведения в них.Страница 2
В зависимости от целей и последствий конфликты подразделяются на: позитивные, негативные, конструктивные, деструктивные; по характеру потребностей, которые оказались блокированными и вызвали конфликт, конфликты бывают материальные, статусно-ролевые и духовные; по направленности – горизонтальные (между коллегами и т. д.), вертикальные (между начальством и подчиненными) и смешанные (наиболее часто встречаются вертикальные и смешанные конфликты); по временным параметрам –кратковременные и длительные.
Если за критерий принять длительность и степень напряжения, то конфликты можно разделить на следующие типы:
1)бурные и быстротекущие – отличаются большой эмоциональностью, крайними проявлениями негативного отношения конфликтных сторон, могут заканчиваться тяжелыми исходами и иметь трагические последствия. В основе их лежит психологическое состояние конфликтующих людей;
2)острые и длительные – возникают преимущественно в тех случаях, когда противоречия достаточно глубокие, устойчивые, непримиримые или труднопримиримые. Конфликтующие стороны контролируют свои реакции и поступки. Прогноз решения – преимущественно неопределенный;
3)слабовыраженные и вялотекущие – характерны для противоречий, носящих неострый характер, либо для столкновений, где активна лишь одна конфликтная сторона, вторая не стремится четко обнаружить свою позицию или избегает конфронтации;
4)слабовыраженные и быстротекущие – о благоприятном прогнозе можно говорить лишь в том случае, если такой конфликт имеет место в определенном эпизоде. Если за ним следует новая цепь подобных конфликтов, то прогноз может быть не только сложным, но и неблагоприятным.
Если за критерий принять уровень организации общественной жизни, то конфликты могут быть: 1) глобальные; 2) региональные; 3) межгосударственные; 4) межнациональные; 5) межклассовые или между разными слоями общества; 6) межгрупповые; 7) межпартийные; 8) межличностные политические.
Если за критерий взять количество участвующих сторон, т. е. круг участников, то конфликты бывают двух-, трех-, и многосторонними.
Если за критерий принять степень силового давления, то конфликты делятся на невооруженные (таможенные войны) и вооруженные, представляющие собой разномасштабное фактическое ведение военных действий.
Если за критерий принять степень противоречий, то конфликты бывают агрессивные и компромиссные. Также могут быть конфликты по основным и по неосновным вопросам.
Однако нельзя все конфликты свести в единую универсальную схему. Есть конфликты типа схваток, где разрешение может быть только в случае победы одной из сторон, и типа дебатов, где возможен компромисс.
С учетом мотивации конфликта и субъективных восприятий ситуации конфликты можно разделить на следующие группы:
1)ложный – субъект воспринимает ситуацию как конфликтную, хотя реальных причин для этого нет. Конфликт не имеет объективных оснований, возникает в результате ложных представлений;
2)потенциальный – существуют реальные основания для возникновения конфликтов, но пока одна из сторон или обе в силу тех или иных причин еще не осознали ситуацию как конфликтную. Конфликт может состояться в силу объективных причин, но до определенного времени не актуализируется;
3) истинный – реальное столкновение между сторонами. Это столкновение интересов существует объективно, осознается участниками не зависит от легко изменяемого фактора. Истинный конфликт можно разделить на следующие подвиды:
- конструктивный – возникающий на основе реально существующих между субъектами противоречий;
- случайный, или условный – возникающий по недоразумению или случайному стечению обстоятельств, что не осознается его участниками. Он прекращается в случае осознания реально имеющихся альтернатив;
- смещенный – возникающий на основании, когда истинная причина скрыта;
- неверно приписанный конфликт – конфликт, в котором истинный виновник находится «за кулисами» противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие к нему отношения.
Значение эмоций в жизни человека. Связь эмоций и
потребностей человека
Эмоции, какими бы разными они не казались, неотделимы от личности. Ф. Крюгер писал: «То, что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется ему смешным, более всего характеризует его сущность, его характер, индивидуальность» [4]. С.Л. Рубинштейн, что в эмоциональных проявлениях личности можно выдели ...
Особенности наглядно-образного мышления детей с общим недоразвитием речи
Тесная связь между нарушениями речи и другими сторонами психического развития обуславливает некоторые специфические особенности их мышления.
По состоянию невербального интеллекта (О.Н.Усанова, Т.Н.Синякова, 1982) детей с общим недоразвитием речи можно разделить на три группы:
1) дети, у которых развитие невербального интеллекта нескол ...
О тесте “Стрессорность”
Автором данного теста является О.Грегор (США), (модификация незначительна).
Стресс – с французского языка переводится как напряжение, мобилизация.
Целью проведения данного теста является выявить стрессорность у спортсменов, т.е. насколько каждый из спортсменов подвержен стрессу и что необходимо делать, чтобы этого избежать.
На каждый ...