Занятие 12-е. Тема: "Я имею право".
Цель — способствовать укреплению такой системы ценностей, в которой законным является самопринятие.
Это заключительное занятие укрепляет веру в себя, оставляет участников в оптимистическом настроении. Вначале обсуждаем то, что мы себе длительное время не позволяли, запрещали, и формулируем новое отношение к вопросу в виде утверждения "Я имею право .".
Из всех этих утверждений, услышанных от участников группы, составляется список прав, в который можно записать все и продолжить его вне занятий. Психотерапевт вопросами направляет дискуссию так, чтобы участники формулировали правила, отстаивающие их интересы.
Примерный список прав:
- Я имею право сказать "нет" всему, к чему я не готова, или тому, что для меня опасно.
- Я имею право на все мои чувства.
- Я имею право ошибаться.
- Я имею право менять свою точку зрения.
- Я имею право быть более здоровой, чем те люди, которые меня окружают.
- Я имею право никак не объяснять и не оправдывать свое поведение.
- Я имею право делать выбор, а не только терпеть и выживать.
- Я имею право прекратить беседу, если собеседник унижает меня.
- Я имею право устанавливать границы и быть эгоистичной.
- Я имею право заботиться о себе, какими бы не были окружающие обстоятельства.
Домашнее задание
Продолжать список своих прав.
Выводы
При проведении сравнительного анализа итогов психокоррекции, проводящейся в нашем центре с результатами, полученными при терапии алкогольной зависимости в двух центрах, аналогичных нашему, можно с уверенностью сказать, что комплексный подход к психокоррекции алкогольной зависимости у мужчин, который использован нами, приносит лучшие результаты.
1) Ремиссия в течение трех лет – 36%
2) Побуждение алкогольнозависимых отказаться от употребления алкогольсодержащих продуктов после старта психокоррекции с созависимыми – 24%
3) Прекращение бракоразводных процессов, возвращение в семью – 40%
Основные характеристики конфликтов.
Участники конфликта.
Участники конфликта подразделяются на прямых и косвенных (когда определенные силы преследуют в чужом конфликте свои интересы).
Косвенные участники могут провоцировать конфликт и способствовать его развитию, содействовать уменьшению интенсивности или полному его прекращению, поддерживать ту или иную сторону или обе ...
Развитие и формирование личности.
Формирование личности хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений, способов действий. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т.д. А д ...
Социально-психологические аспекты развития группы
Идея развития группы была обозначена в психоаналитической концепции, толчок чему был дан работой 3. Фрейда «Групповая психология и анализ Эго».
В последние годы идея развития группы получила более широкое распространение. Во-первых, введено само понятие «стадий» (или «периодов») развития группы, которые различаются друг от друга по наб ...