Занятие 12-е. Тема: "Я имею право".

Цель — способствовать укреплению такой системы ценностей, в которой законным является самопринятие.

Это заключительное занятие укрепляет веру в себя, оставляет участников в оптимистическом настроении. Вначале обсуждаем то, что мы себе длительное время не позволяли, запрещали, и формулируем новое отношение к вопросу в виде утверждения "Я имею право .".

Из всех этих утверждений, услышанных от участников группы, составляется список прав, в который можно записать все и продолжить его вне занятий. Психотерапевт вопросами направляет дискуссию так, чтобы участники формулировали правила, отстаивающие их интересы.

Примерный список прав:

- Я имею право сказать "нет" всему, к чему я не готова, или тому, что для меня опасно.

- Я имею право на все мои чувства.

- Я имею право ошибаться.

- Я имею право менять свою точку зрения.

- Я имею право быть более здоровой, чем те люди, которые меня окружают.

- Я имею право никак не объяснять и не оправдывать свое поведение.

- Я имею право делать выбор, а не только терпеть и выживать.

- Я имею право прекратить беседу, если собеседник унижает меня.

- Я имею право устанавливать границы и быть эгоистичной.

- Я имею право заботиться о себе, какими бы не были окружающие обстоятельства.

Домашнее задание

Продолжать список своих прав.

Выводы

При проведении сравнительного анализа итогов психокоррекции, проводящейся в нашем центре с результатами, полученными при терапии алкогольной зависимости в двух центрах, аналогичных нашему, можно с уверенностью сказать, что комплексный подход к психокоррекции алкогольной зависимости у мужчин, который использован нами, приносит лучшие результаты.

1) Ремиссия в течение трех лет – 36%

2) Побуждение алкогольнозависимых отказаться от употребления алкогольсодержащих продуктов после старта психокоррекции с созависимыми – 24%

3) Прекращение бракоразводных процессов, возвращение в семью – 40%


Биологические факторы в развитии личности ребенка
Биологическими и социальными факторами развития называют те постоянно действующие обстоятельства, которые имеют существенное и даже определяющее значение в развитии изучаемого явления. Понимание природы каждого фактора и его роли в психическом развитии ребенка непосредственно связано с взглядами того или другого ученого на генезис психи ...

Занятие 6-е. Тема: "Родительская семья".
Цель — поработать над незавершенными делами нашего детства, т.е. над родительскими наставлениями, которые следует критически "пересмотреть и простить родителям обиды. Мы все — дочери и сыновья. Обсуждаем наши взаимоотношения с Родителями, и не имеет значения, живы они сейчас или уже нет. Власть родителей над нами не прекращается с ...

Динамика разворачивания ситуации семейного конфликта
Анализ поведения клиентов в ситуации семейного конфликта, который в разнообразных вариантах обычно предстает в ходе психологической консультации, позволил нам изучить динамику развития конфликтной ситуации Конфликт проходит 5 основных этапов: I - «зарождение конфликта»; II - «латентная защита»; Ш - «аккумуляция эмоционального напряжени ...