Игры детей и животных

Молодые животные очень много играют - между собой, с родителями, с детенышами других видов, с предметами. Даже те виды, которые всю взрослую жизнь живут одиночками, - например, медведи, дикие кошки, - в детстве очень общительны и игривы. Игры не только приятное провождение времени, они необходимы для полноценного развития особи, как физического, так и психического. Лишенные игр детеныши вырастают агрессивными, трусливыми. Их реакция на ситуации, особенно при контактах с другими особями, часто ошибочны. Им трудно образовывать пары, жить в стае.

Этологи видят в играх тренировку, проверку выполнения врожденных программ поведения - как подходить к своим, как действовать с половым партнером, детенышами, объектами охоты, как убегать от хищника, как драться, как побеждать и уступать, строить, прятать.

В играх можно нарушать личную дистанцию, вступать в тесный контакт с партнером, бороться, то есть узнавать, что такое другая особь, чего от нее можно ожидать и как себя вести. Большинство игр - вариации на три главные темы:

"хищник - жертва" - один убегает, другой догоняет;

"брачные партнеры" - разыгрываются ритуалы знакомства, ухаживания, спаривания, борьбы за самку, строительство гнезд;

"родители - дети" - один делает вид, что кормит другого, защищает, согревает, чистит, переносит с места на место и т.п.

Для игр обязательна смена ролей. Сначала один изображает хищника, а другой - жертву, а потом - наоборот. Молодой самец выполняет ритуалы то самца, то самки, а самка выполняет ритуалы самца. Молодая особь проверяет не только те действия, которые ей всерьез предстоит производить в будущем, но и те, которые будет выполнять партнер, объект охоты или враг.

В детстве воспроизводятся и такие программы, которыми взрослые уже не пользуются, но которые были у предков. Особенно ярко это можно проследить у кошек. Взрослые кошки охотятся двумя способами: подкарауливает, затаившись, или прыгает, подкравшись. А котята, играя, демонстрируют еще несколько способов: догоняя, ударяют лапой по спине жертвы (как львы), догоняя, хватают двумя передними лапами (как гепарды), прыгая сверху, вцепляются в загривок жертвы (как леопарды и рыси). Играя на гладком полу шариком, они, согнув лапу крючком, резким движением поддевают его снизу и подбрасывают его вверх. Это ловля рыбы из воды, так охотится кошка - рыболов.

Во что же играют человеческие дети? Игры в догонялки, прятки, пап и мам, мнимое кормление кукол, уход за ними, игры в войну - все знакомые темы, общие с животными. Поэтому дети так легко находят общий язык и играют со щенками, котятами.

Конечно, дети играют в не меньшей степени и в чисто человеческие игры, в которые со щенком не поиграешь, подражают труду взрослых, играют в специально разработанные родителями и воспитателями игры, в игры, развивающие память, эрудицию и т.д.

У многих приматов есть врожденные программы строить себе убежища или занимать подходящие места - дупла, пещеры. И дети проходят период увлечения строительством примитивных настилов, шалашей, а к дуплам, пещерам и похожим на них выемкам их тянет очень сильно. Но они не подражают взрослым, строящим свои дома. На оборудованной площадке для игр могут стоять домики, большие кубики, из которых можно построить дом, но, если где-нибудь в углу площадки растет дерево с большим дуплом, оно гораздо сильнее притягивает детей, чем подготовленные взрослыми сооружения.


Техника самоподачи “Доброжелательность”.
Проявление внешних коммуникативных свойств личности, облегчающих начало и течение беседы. К ним относятся: улыбка, радушное обращение, мимика участия и сопереживания, ориентация корпуса в сторону собеседника, контакт глаз, ненавязчивое отзеркаливание позы, темпа и тембра речи и т.д. Постоянный контроль за динамикой психологического сост ...

Города и реки
Время проведения: 5 мин Какие из зашифрованных здесь городов и рек находятся в Азии. Города: Гарап, Дирмад, Веки. Реки: Есан, Мура, Нахухэ, Оп, Найда, Брит, Зиземба. ...

Прикладная психология рекламы
Прикладной психологии, если она хочет идти в ногу со временем, никак нельзя не заниматься серьезным исследованием феномена рекламы и всех аспектов его проявления в обществе. Сегодня в условиях утверждающихся рыночных отношений этот вид информации перестает быть сугубо экономическим атрибутом и становится своеобразным элементом массовой ...