Изучение способов запоминания в подростковом возрастеСтраница 5
Исходя из таблицы 17, мы можем сказать, что во второй серии более эффективными и часто используемыми оказались способы «Картинка - визуальный образ» и «Ситуативно-смысловая связь», менее - «Обобщение», «Ассоциация/ассоциативный ряд». При картинно-опосредствованном запоминании, требующим установления более сложных взаимосвязей между картинкой и буквой (3 серия; см. табл. 18) данная тенденция в целом сохранилась, но несколько лучшей эффективностью и частотой использования, по сравнению со 2 серией, охарактеризовались способы «Включение в контекст собственной жизни» и «Ассоциация/ассоциативный ряд», тогда как способ «Обобщение» употреблялся реже, но был тоже эффективен. Данные результаты позволяют нам говорить о том, что опосредствованное запоминание у испытуемых подросткового возраста (7 класс, 12-14 лет) находится на достаточно высоком уровне развития: используя способы, требующие установления сложных, абстрактных и логических связей между словом и картинкой, подростки запоминают их, и эффективно воспроизводят. Далее рассмотрим особенности запоминания слов в четвертой серии - при буквенно-опосредствованном запоминании (таблица 19).
Таблица 19. Способы запоминания слов и их количество для 4 серии (буквенно-опосредствованное запоминание), в %
«Буква-обобщенный символ» |
«Буква-образ» |
«Ситуативно-смысловая связь» |
«Обобщение» |
«Неотреф-лексиров. средство» |
64,5 |
17,4 |
3,1 |
3,1 |
3,9 |
По результатам таблицы 19, при запоминании испытуемые наиболее часто «по принципу очевидности» выбирали одну из букв, которая входила в состав слова (способ – «Буква-обобщенный образ»), то есть, не используя более сложные абстрактные связи. Возможно, этот факт связан с непривычностью данного приема опосредствованного запоминания.
Для того, чтобы оценить соотношение эффективности и частоты использования представленных выше способов запоминания при буквенно-опосредствованном запоминании, обратимся к таблице 20.
Таблица 20 - Эффективность и частота использования способов запоминания в 4 серии
Испыт. |
«Буква-обобщенный символ» |
«Буква-образ» |
«Ситуат. -смысл. связь» |
«Обобще- ние» |
«Неотреф-лексиров. средство» |
1) З.Н. |
0:11 |
0:1 |
0:3 | ||
2) Б.К. |
3:10 |
2:2 |
0:3 |
1:2 | |
3) Т.А. |
3:14 |
0:1 | |||
4) К.П. |
4:11 |
0:3 |
1:1 | ||
5) П.С. |
2:8 |
6:6 |
1:1 | ||
6) К.О. |
4:11 |
2:3 |
0:1 |
0:1 | |
7) М.М. |
3:9 |
4:4 |
1:2 | ||
8) С.Р. |
1:13 |
1:1 |
0:1 | ||
9) А.Н. |
2:8 |
0:2 |
1:2 |
0:3 | |
10) Л.С. |
5:12 |
2:2 |
0:1 | ||
11) К.Д. |
5:14 |
0:1 | |||
12) Д.И. |
3:6 |
1:8 |
0:1 | ||
13) С.Д. |
4:12 |
1:2 |
0:1 | ||
14) И.А. |
3:13 |
1:2 | |||
15) В.С. |
4:12 |
2:3 | |||
16) С.А. |
2:10 |
2:3 |
2:2 | ||
17) О.Н. |
7:13 |
1:1 |
0:1 |
0:1 | |
Всего |
55:187 |
25:43 |
3:5 |
3:10 |
1:13 |
Дифференциальный диагноз
имбецильность
Органическое заболевание гол. мозга
Полная неспособность к абстрактному мышлению. Познавательная деятельность ограничивается образованием представлений.
Снижение либо сохранность абстрактного мышления, познавательная деятельность развита.
Речь косноязычная, заикание. Резко ограничен словарный запас, фра ...
IQ Методика Айзенка
В настоящее время наиболее широкое распространение получили разработки в области определения IQ Ганса Юргена Айзенка. По Айзенку, фундаментальным базисом интеллектуальных различий является скорость протекания психических процессов.
Скорость психических процессов не является фундаментальным показателем интеллекта. Для примера можно пров ...
Средства общения
Общение, будучи сложным социально психологическим процессом взаимопонимания между людьми осуществляется по следующим основным каналам:
- речевой (вербальный);
- неречевой (невербальный).
Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации и как способ воздействия на собеседника.
В структуру речевого общения вх ...