Изучение способов запоминания в подростковом возрастеСтраница 5
Исходя из таблицы 17, мы можем сказать, что во второй серии более эффективными и часто используемыми оказались способы «Картинка - визуальный образ» и «Ситуативно-смысловая связь», менее - «Обобщение», «Ассоциация/ассоциативный ряд». При картинно-опосредствованном запоминании, требующим установления более сложных взаимосвязей между картинкой и буквой (3 серия; см. табл. 18) данная тенденция в целом сохранилась, но несколько лучшей эффективностью и частотой использования, по сравнению со 2 серией, охарактеризовались способы «Включение в контекст собственной жизни» и «Ассоциация/ассоциативный ряд», тогда как способ «Обобщение» употреблялся реже, но был тоже эффективен. Данные результаты позволяют нам говорить о том, что опосредствованное запоминание у испытуемых подросткового возраста (7 класс, 12-14 лет) находится на достаточно высоком уровне развития: используя способы, требующие установления сложных, абстрактных и логических связей между словом и картинкой, подростки запоминают их, и эффективно воспроизводят. Далее рассмотрим особенности запоминания слов в четвертой серии - при буквенно-опосредствованном запоминании (таблица 19).
Таблица 19. Способы запоминания слов и их количество для 4 серии (буквенно-опосредствованное запоминание), в %
«Буква-обобщенный символ» |
«Буква-образ» |
«Ситуативно-смысловая связь» |
«Обобщение» |
«Неотреф-лексиров. средство» |
64,5 |
17,4 |
3,1 |
3,1 |
3,9 |
По результатам таблицы 19, при запоминании испытуемые наиболее часто «по принципу очевидности» выбирали одну из букв, которая входила в состав слова (способ – «Буква-обобщенный образ»), то есть, не используя более сложные абстрактные связи. Возможно, этот факт связан с непривычностью данного приема опосредствованного запоминания.
Для того, чтобы оценить соотношение эффективности и частоты использования представленных выше способов запоминания при буквенно-опосредствованном запоминании, обратимся к таблице 20.
Таблица 20 - Эффективность и частота использования способов запоминания в 4 серии
Испыт. |
«Буква-обобщенный символ» |
«Буква-образ» |
«Ситуат. -смысл. связь» |
«Обобще- ние» |
«Неотреф-лексиров. средство» |
1) З.Н. |
0:11 |
0:1 |
0:3 | ||
2) Б.К. |
3:10 |
2:2 |
0:3 |
1:2 | |
3) Т.А. |
3:14 |
0:1 | |||
4) К.П. |
4:11 |
0:3 |
1:1 | ||
5) П.С. |
2:8 |
6:6 |
1:1 | ||
6) К.О. |
4:11 |
2:3 |
0:1 |
0:1 | |
7) М.М. |
3:9 |
4:4 |
1:2 | ||
8) С.Р. |
1:13 |
1:1 |
0:1 | ||
9) А.Н. |
2:8 |
0:2 |
1:2 |
0:3 | |
10) Л.С. |
5:12 |
2:2 |
0:1 | ||
11) К.Д. |
5:14 |
0:1 | |||
12) Д.И. |
3:6 |
1:8 |
0:1 | ||
13) С.Д. |
4:12 |
1:2 |
0:1 | ||
14) И.А. |
3:13 |
1:2 | |||
15) В.С. |
4:12 |
2:3 | |||
16) С.А. |
2:10 |
2:3 |
2:2 | ||
17) О.Н. |
7:13 |
1:1 |
0:1 |
0:1 | |
Всего |
55:187 |
25:43 |
3:5 |
3:10 |
1:13 |
Использование суггестии на практике
ЭФФЕКТИВНОСТЬ СУГГЕСТИИ.
Эффективность суггестии определяется:
1. Качествами суггестора:
- социальный статус;
- обаяние;
- волевое превосходство;
- интеллектуальное превосходство;
- характерологическое и волевое превосходство.
2. Степенью внушаемости суггеренда.
3. Отношениями между суггестором и суггерендом:
- доверие;
- авт ...
Самоутверждение, как специфический вид деятельности и его взаимосвязь с
особенностями личности и поведения человека.
«Самоутверждение человека» предполагает широкое понимание того, кто является субъектом деятельности. Самоутверждение может выступать как «атрибут личности» [7] и как «присущее всем биологическим индивидам» [38] поведение.
Говоря о самоутверждении человека, мы имеем в виду утверждение сущностных сил на трёх уровнях его организации: био ...
Психологическое консультирование и психотерапия как виды психологической
помощи: сходства и отличия
Трудно провести четкую грань между данными двумя направлениями работы психолога. Они представляют собой процесс психологической помощи человеку в становлении его как продуктивной, развивающейся личности, способной к самопознанию и самоподдержке, выбору оптимальных стратегий поведения и их использованию в реальном межличностном взаимодей ...