Изучение способов запоминания в подростковом возрастеСтраница 5
Исходя из таблицы 17, мы можем сказать, что во второй серии более эффективными и часто используемыми оказались способы «Картинка - визуальный образ» и «Ситуативно-смысловая связь», менее - «Обобщение», «Ассоциация/ассоциативный ряд». При картинно-опосредствованном запоминании, требующим установления более сложных взаимосвязей между картинкой и буквой (3 серия; см. табл. 18) данная тенденция в целом сохранилась, но несколько лучшей эффективностью и частотой использования, по сравнению со 2 серией, охарактеризовались способы «Включение в контекст собственной жизни» и «Ассоциация/ассоциативный ряд», тогда как способ «Обобщение» употреблялся реже, но был тоже эффективен. Данные результаты позволяют нам говорить о том, что опосредствованное запоминание у испытуемых подросткового возраста (7 класс, 12-14 лет) находится на достаточно высоком уровне развития: используя способы, требующие установления сложных, абстрактных и логических связей между словом и картинкой, подростки запоминают их, и эффективно воспроизводят. Далее рассмотрим особенности запоминания слов в четвертой серии - при буквенно-опосредствованном запоминании (таблица 19).
Таблица 19. Способы запоминания слов и их количество для 4 серии (буквенно-опосредствованное запоминание), в %
|
«Буква-обобщенный символ» |
«Буква-образ» |
«Ситуативно-смысловая связь» |
«Обобщение» |
«Неотреф-лексиров. средство» |
|
64,5 |
17,4 |
3,1 |
3,1 |
3,9 |
По результатам таблицы 19, при запоминании испытуемые наиболее часто «по принципу очевидности» выбирали одну из букв, которая входила в состав слова (способ – «Буква-обобщенный образ»), то есть, не используя более сложные абстрактные связи. Возможно, этот факт связан с непривычностью данного приема опосредствованного запоминания.
Для того, чтобы оценить соотношение эффективности и частоты использования представленных выше способов запоминания при буквенно-опосредствованном запоминании, обратимся к таблице 20.
Таблица 20 - Эффективность и частота использования способов запоминания в 4 серии
|
Испыт. |
«Буква-обобщенный символ» |
«Буква-образ» |
«Ситуат. -смысл. связь» |
«Обобще- ние» |
«Неотреф-лексиров. средство» |
|
1) З.Н. |
0:11 |
0:1 |
0:3 | ||
|
2) Б.К. |
3:10 |
2:2 |
0:3 |
1:2 | |
|
3) Т.А. |
3:14 |
0:1 | |||
|
4) К.П. |
4:11 |
0:3 |
1:1 | ||
|
5) П.С. |
2:8 |
6:6 |
1:1 | ||
|
6) К.О. |
4:11 |
2:3 |
0:1 |
0:1 | |
|
7) М.М. |
3:9 |
4:4 |
1:2 | ||
|
8) С.Р. |
1:13 |
1:1 |
0:1 | ||
|
9) А.Н. |
2:8 |
0:2 |
1:2 |
0:3 | |
|
10) Л.С. |
5:12 |
2:2 |
0:1 | ||
|
11) К.Д. |
5:14 |
0:1 | |||
|
12) Д.И. |
3:6 |
1:8 |
0:1 | ||
|
13) С.Д. |
4:12 |
1:2 |
0:1 | ||
|
14) И.А. |
3:13 |
1:2 | |||
|
15) В.С. |
4:12 |
2:3 | |||
|
16) С.А. |
2:10 |
2:3 |
2:2 | ||
|
17) О.Н. |
7:13 |
1:1 |
0:1 |
0:1 | |
|
Всего |
55:187 |
25:43 |
3:5 |
3:10 |
1:13 |
Нарушения памяти
"Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания".
Методики, исследующие функцию памяти, одновременно могут выявлять и нарушения внимания, и нарушения мышления, и колебания умственной работоспособности. Поэтому важно науч ...
Дешифровщик
Время проведения: 5 мин
Расшифруйте загадочный текст: "Лдак в тас хачша то выи, силе тиди ан гю. Пако ан 1 терм". ...
Игровая семейная психотерапия
С начала 20 века в психотерапевтической работе с детьми использовались четыре основных подхода – психодинамический, игровой, когнитивно-бихевиоральный и семейная психотерапия. Семейные психотерапевты обнаружили, что применение игровых приемов способствует налаживанию коммуникации и вовлечению в психотерапевтический процесс всех членов с ...

