Материалы » Развитие опосредованной и неопосредованной памяти в подростковом возрасте » Изучение способов запоминания в подростковом возрасте

Изучение способов запоминания в подростковом возрасте
Страница 5

Исходя из таблицы 17, мы можем сказать, что во второй серии более эффективными и часто используемыми оказались способы «Картинка - визуальный образ» и «Ситуативно-смысловая связь», менее - «Обобщение», «Ассоциация/ассоциативный ряд». При картинно-опосредствованном запоминании, требующим установления более сложных взаимосвязей между картинкой и буквой (3 серия; см. табл. 18) данная тенденция в целом сохранилась, но несколько лучшей эффективностью и частотой использования, по сравнению со 2 серией, охарактеризовались способы «Включение в контекст собственной жизни» и «Ассоциация/ассоциативный ряд», тогда как способ «Обобщение» употреблялся реже, но был тоже эффективен. Данные результаты позволяют нам говорить о том, что опосредствованное запоминание у испытуемых подросткового возраста (7 класс, 12-14 лет) находится на достаточно высоком уровне развития: используя способы, требующие установления сложных, абстрактных и логических связей между словом и картинкой, подростки запоминают их, и эффективно воспроизводят. Далее рассмотрим особенности запоминания слов в четвертой серии - при буквенно-опосредствованном запоминании (таблица 19).

Таблица 19. Способы запоминания слов и их количество для 4 серии (буквенно-опосредствованное запоминание), в %

«Буква-обобщенный

символ»

«Буква-образ»

«Ситуативно-смысловая связь»

«Обобщение»

«Неотреф-лексиров. средство»

64,5

17,4

3,1

3,1

3,9

По результатам таблицы 19, при запоминании испытуемые наиболее часто «по принципу очевидности» выбирали одну из букв, которая входила в состав слова (способ – «Буква-обобщенный образ»), то есть, не используя более сложные абстрактные связи. Возможно, этот факт связан с непривычностью данного приема опосредствованного запоминания.

Для того, чтобы оценить соотношение эффективности и частоты использования представленных выше способов запоминания при буквенно-опосредствованном запоминании, обратимся к таблице 20.

Таблица 20 - Эффективность и частота использования способов запоминания в 4 серии

Испыт.

«Буква-обобщенный

символ»

«Буква-образ»

«Ситуат. -смысл. связь»

«Обобще-

ние»

«Неотреф-лексиров. средство»

1) З.Н.

0:11

0:1

0:3

2) Б.К.

3:10

2:2

0:3

1:2

3) Т.А.

3:14

0:1

4) К.П.

4:11

0:3

1:1

5) П.С.

2:8

6:6

1:1

6) К.О.

4:11

2:3

0:1

0:1

7) М.М.

3:9

4:4

1:2

8) С.Р.

1:13

1:1

0:1

9) А.Н.

2:8

0:2

1:2

0:3

10) Л.С.

5:12

2:2

0:1

11) К.Д.

5:14

0:1

12) Д.И.

3:6

1:8

0:1

13) С.Д.

4:12

1:2

0:1

14) И.А.

3:13

1:2

15) В.С.

4:12

2:3

16) С.А.

2:10

2:3

2:2

17) О.Н.

7:13

1:1

0:1

0:1

Всего

55:187

25:43

3:5

3:10

1:13

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Управление и разрешение конфликтов через посредника (медиатора)
ЗАДАНИЕ: подберите под указанные схемы примеры (иллюстрации) посреднической деятельности медиатора (конфликтолога) в урегулировании (разрешении) конфликтов. Рекомендуется примеры брать из опыта своей работы в какой-либо организации. Это может быть частная фирма, государственная структура, учреждение системы образования, спортивная орган ...

Психологическая дезадаптация при межкультурных контактах
«Ключевой категорией, позволяющей выразить специфику осуществления адаптивной деятельности людей, является понятие «культура» . Адаптивная функция культуры непосредственно, логически выводится из самого определения культуры как способа человеческой деятельности, ибо сам феномен деятельности (в том числе и человеческой) имеет исходную ад ...

Отражение влияния депрессии на детей
На детей депрессия может выразиться в форме: повышенного голоса; пониженной оценки; высокая требовательность и т.д. ...