Материалы » Развитие опосредованной и неопосредованной памяти в подростковом возрасте » Изучение способов запоминания в подростковом возрасте

Изучение способов запоминания в подростковом возрасте
Страница 5

Исходя из таблицы 17, мы можем сказать, что во второй серии более эффективными и часто используемыми оказались способы «Картинка - визуальный образ» и «Ситуативно-смысловая связь», менее - «Обобщение», «Ассоциация/ассоциативный ряд». При картинно-опосредствованном запоминании, требующим установления более сложных взаимосвязей между картинкой и буквой (3 серия; см. табл. 18) данная тенденция в целом сохранилась, но несколько лучшей эффективностью и частотой использования, по сравнению со 2 серией, охарактеризовались способы «Включение в контекст собственной жизни» и «Ассоциация/ассоциативный ряд», тогда как способ «Обобщение» употреблялся реже, но был тоже эффективен. Данные результаты позволяют нам говорить о том, что опосредствованное запоминание у испытуемых подросткового возраста (7 класс, 12-14 лет) находится на достаточно высоком уровне развития: используя способы, требующие установления сложных, абстрактных и логических связей между словом и картинкой, подростки запоминают их, и эффективно воспроизводят. Далее рассмотрим особенности запоминания слов в четвертой серии - при буквенно-опосредствованном запоминании (таблица 19).

Таблица 19. Способы запоминания слов и их количество для 4 серии (буквенно-опосредствованное запоминание), в %

«Буква-обобщенный

символ»

«Буква-образ»

«Ситуативно-смысловая связь»

«Обобщение»

«Неотреф-лексиров. средство»

64,5

17,4

3,1

3,1

3,9

По результатам таблицы 19, при запоминании испытуемые наиболее часто «по принципу очевидности» выбирали одну из букв, которая входила в состав слова (способ – «Буква-обобщенный образ»), то есть, не используя более сложные абстрактные связи. Возможно, этот факт связан с непривычностью данного приема опосредствованного запоминания.

Для того, чтобы оценить соотношение эффективности и частоты использования представленных выше способов запоминания при буквенно-опосредствованном запоминании, обратимся к таблице 20.

Таблица 20 - Эффективность и частота использования способов запоминания в 4 серии

Испыт.

«Буква-обобщенный

символ»

«Буква-образ»

«Ситуат. -смысл. связь»

«Обобще-

ние»

«Неотреф-лексиров. средство»

1) З.Н.

0:11

0:1

0:3

2) Б.К.

3:10

2:2

0:3

1:2

3) Т.А.

3:14

0:1

4) К.П.

4:11

0:3

1:1

5) П.С.

2:8

6:6

1:1

6) К.О.

4:11

2:3

0:1

0:1

7) М.М.

3:9

4:4

1:2

8) С.Р.

1:13

1:1

0:1

9) А.Н.

2:8

0:2

1:2

0:3

10) Л.С.

5:12

2:2

0:1

11) К.Д.

5:14

0:1

12) Д.И.

3:6

1:8

0:1

13) С.Д.

4:12

1:2

0:1

14) И.А.

3:13

1:2

15) В.С.

4:12

2:3

16) С.А.

2:10

2:3

2:2

17) О.Н.

7:13

1:1

0:1

0:1

Всего

55:187

25:43

3:5

3:10

1:13

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Соотношение ценности и доступности как особенность внутреннего конфликта у подростков
Используя методику «Уровень соотношения ценности и доступности» Е.Б. Фанталова (УСЦД), можно определить степень неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, а также внутренней конфликтности. Таблица 1 Соотношение «ценности – доступности» у мальчиков и девочек Группы Показатели «ценность – доступность» (R) ВК ВВ ...

Накопление знаний о перинатальном развитии в медицине и физиологии. Современные теории внутриутробного психического развития
Постепенно с усилением роли науки, описанные выше представления были признаны атавизмами не заслуживающими внимания серьезного исследователя, а изучение беременности, родов и внутриутробного младенца было сведено к изучению физиологических процессов, соответствующих данным периодам. Данный подход нашел свое отражение и в психологической ...

Приложение 1
ОПРОСНИК АГРЕССИИ БАССА-ДАРКИ ИНСТРУКЦИЯ: Ответьте "да" или "нет" на приведенные ниже вопросы. ТЕКСТ ОПРОСНИКА 1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим. 2. Иногда я сплетничаю о людях, которых я не люблю. 3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь. 4. Если меня не попросят по-хоро ...