Изучение способов запоминания в подростковом возрастеСтраница 5
Исходя из таблицы 17, мы можем сказать, что во второй серии более эффективными и часто используемыми оказались способы «Картинка - визуальный образ» и «Ситуативно-смысловая связь», менее - «Обобщение», «Ассоциация/ассоциативный ряд». При картинно-опосредствованном запоминании, требующим установления более сложных взаимосвязей между картинкой и буквой (3 серия; см. табл. 18) данная тенденция в целом сохранилась, но несколько лучшей эффективностью и частотой использования, по сравнению со 2 серией, охарактеризовались способы «Включение в контекст собственной жизни» и «Ассоциация/ассоциативный ряд», тогда как способ «Обобщение» употреблялся реже, но был тоже эффективен. Данные результаты позволяют нам говорить о том, что опосредствованное запоминание у испытуемых подросткового возраста (7 класс, 12-14 лет) находится на достаточно высоком уровне развития: используя способы, требующие установления сложных, абстрактных и логических связей между словом и картинкой, подростки запоминают их, и эффективно воспроизводят. Далее рассмотрим особенности запоминания слов в четвертой серии - при буквенно-опосредствованном запоминании (таблица 19).
Таблица 19. Способы запоминания слов и их количество для 4 серии (буквенно-опосредствованное запоминание), в %
«Буква-обобщенный символ» |
«Буква-образ» |
«Ситуативно-смысловая связь» |
«Обобщение» |
«Неотреф-лексиров. средство» |
64,5 |
17,4 |
3,1 |
3,1 |
3,9 |
По результатам таблицы 19, при запоминании испытуемые наиболее часто «по принципу очевидности» выбирали одну из букв, которая входила в состав слова (способ – «Буква-обобщенный образ»), то есть, не используя более сложные абстрактные связи. Возможно, этот факт связан с непривычностью данного приема опосредствованного запоминания.
Для того, чтобы оценить соотношение эффективности и частоты использования представленных выше способов запоминания при буквенно-опосредствованном запоминании, обратимся к таблице 20.
Таблица 20 - Эффективность и частота использования способов запоминания в 4 серии
Испыт. |
«Буква-обобщенный символ» |
«Буква-образ» |
«Ситуат. -смысл. связь» |
«Обобще- ние» |
«Неотреф-лексиров. средство» |
1) З.Н. |
0:11 |
0:1 |
0:3 | ||
2) Б.К. |
3:10 |
2:2 |
0:3 |
1:2 | |
3) Т.А. |
3:14 |
0:1 | |||
4) К.П. |
4:11 |
0:3 |
1:1 | ||
5) П.С. |
2:8 |
6:6 |
1:1 | ||
6) К.О. |
4:11 |
2:3 |
0:1 |
0:1 | |
7) М.М. |
3:9 |
4:4 |
1:2 | ||
8) С.Р. |
1:13 |
1:1 |
0:1 | ||
9) А.Н. |
2:8 |
0:2 |
1:2 |
0:3 | |
10) Л.С. |
5:12 |
2:2 |
0:1 | ||
11) К.Д. |
5:14 |
0:1 | |||
12) Д.И. |
3:6 |
1:8 |
0:1 | ||
13) С.Д. |
4:12 |
1:2 |
0:1 | ||
14) И.А. |
3:13 |
1:2 | |||
15) В.С. |
4:12 |
2:3 | |||
16) С.А. |
2:10 |
2:3 |
2:2 | ||
17) О.Н. |
7:13 |
1:1 |
0:1 |
0:1 | |
Всего |
55:187 |
25:43 |
3:5 |
3:10 |
1:13 |
Исследование гендерных особенностей агрессивности у подростков
Экспериментальное исследование по изучению гендерных особенностей агрессивности проводилось на базе ГОСШ № 8 г. Орши. Общий объем выборки составил 30 подростков: 15 мальчиков, 15 девочек, учащихся 9 классов.
Исследование проводилось в несколько этапов:
– организационный этап эксперимента – выбор диагностических методик, формирование в ...
Составление предложений
Время проведения: 10 мин
Берутся наугад три слова, не связанные по смыслу, например, «озеро», «карандаш» и «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять их падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь упустил в озеро карандаш»), с ...
Приложение 1
ОПРОСНИК АГРЕССИИ БАССА-ДАРКИ
ИНСТРУКЦИЯ:
Ответьте "да" или "нет" на приведенные ниже вопросы.
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.
2. Иногда я сплетничаю о людях, которых я не люблю.
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
4. Если меня не попросят по-хоро ...