Материалы » Изучение агрессивности младших подростков » Агрессия в поведении младших подростков. Агрессивность детей и роль семейного воспитания в ее возникновении

Агрессия в поведении младших подростков. Агрессивность детей и роль семейного воспитания в ее возникновении
Страница 3

Опосредованно агрессивность наблюдается у младших подростков с психотическими тенденциями из семей с попустительским обращением, где ребенок имеет минимальные количество обязанностей и не участвует в делах собственной семьи, а родители отличаются воспитательной неуверенностью, т.е. родитель “идет на поводу” у ребенка, уступая и потакая ему во всем. Примерно эти же особенности детско-родительских отношений характерны для агрессивных младших подростков с психотическими и невротическими тенденциями. Существенным фактором усиления агрессивных устремлений насильственного характера также являются нарушения супружеских отношений между родителями. Результаты показывают, что существует непосредственная связь между стилем семейного воспитания детей и уровнем косвенной агрессии. У детей с косвенной агрессией определено, по крайней мере, три типа стилей семейного воспитания.

Повышенная моральная ответственность, при которой родители ожидают и требуют от ребенка результатов, несоответствующих его реальным возможностям, однако при этом не утруждают себя проявлениями заботы и эмоциональной поддержки ребенка, полностью игнорируют его нужды. В результате у ребенка появляется устойчивая реакция оппозиции, которая проявляется в категорических отказах выполнить какие-либо поручения, заниматься нелюбимым делом, нарочитой грубости, непослушании. Медленно накапливающаяся обида нередко проявляется в продуманных, заранее спланированных действиях, направленных на то, чтобы отомстить “обидчикам”. Стремление к самостоятельности и независимости приводит подростков-репатриантов к индивидуализму, негативизму, протестному поведению, конфликтам с родителями.

Авторитарная гиперпротекция характеризуется сочетанием больших затрат времени родителей на воспитание детей, жесткой системой запретов, ограничений и санкций за их нарушение, с одной стороны, и полным игнорированием потребностей ребенка, недостаточным стремлением к удовлетворению его запросов, с другой.

При жесткой гипопротекции основной точкой опоры родителей в воспитании детей является полное ограничение свободы и самостоятельности подростка и применение исключительно строгих наказаний при полной самоустраненности родителей от решения проблем воспитания, равнодушном и безразличном отношении к нуждам ребенка, эмоциональной холодности отношений. Выделяются две наиболее частые причины агрессии у детей:

1) боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения. Чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх;

2) пережитая обида, или душевная травма, или само нападение. Очень часто страх порождается нарушенными социальными отношениями ребенка и окружающих его взрослых.

Отношения “Родители - дети”, осознание последними своих ролей в семейных отношениях, когда родители не замечают истинных потребностей ребенка в чувственном принятии, в создавшейся атмосфере эмоциональной холодности с ориентацией на формализованные отношения в семье, все это толкает подростка в своем самовыражении и отрицании сложившийся ситуации на крайние меры, в том числе в попытку обращения внимания на собственное существование через самоубийство.

Но вместе с тем, существует ряд факторов, которые объективно могут повлиять на закрепление агрессивной модели поведения. Например, у детей с нарушениями психического развития в силу различных присущих им особенностей (отсутствие самоконтроля, раздражительность, отклонения со стороны центральной нервной системы и пр.), особенностей их семей (семьи с агрессивной моделью поведения, так называемые неблагополучные семьи и пр.) такая форма поведения может закрепиться и впоследствии перерасти в устойчивую черту поведения.

Проявления агрессивности в их активной форме определяются в первую очередь условиями воспитания, условиями социализации

.

Страницы: 1 2 3 


Самонаблюдение
Самонаблюдение, или интроспекция, т.е. наблюдение за собственными внутренними психическими процессами, неотрывно от наблюдения за их внешними проявлениями. Познание собственной психики самонаблюдением, или интроспекцией, всегда осуществляется в той или иной мере опосредованно через наблюдение внешней деятельности. Таким образом, соверше ...

Методологические основания рассмотрения практико-ориентированной и научной психологии
Методология – учение о методе познания. Методология является фундаментом познания. Рассматривая методологические основания психологии как деятельности, И.Н. Карицкий следует деятельностному подходу А.Н. Леонтьева и использует схему деятельности (в структуре которой вычленяются: субъект и объект деятельности, цель, средства, условия, про ...

Характер
Черту личности понимают как устойчивую предрасположенность к определённому поведению, сложившуюся либо в силу наличия определённых потребностей, мотивов или интересов (мотивационные черты), в силу наличия определённых привычек, установок (стилевых особенностей поведения). Первая попытка классификации характеров принадлежит Платону, ко ...