Материалы » Изучение агрессивности младших подростков » Агрессия в поведении младших подростков. Агрессивность детей и роль семейного воспитания в ее возникновении

Агрессия в поведении младших подростков. Агрессивность детей и роль семейного воспитания в ее возникновении
Страница 2

Агрессивность подростков находится в прямой зависимости от характера семейных отношений и педагогической позиции родителей. Под ней понимается система родительских ценностей и установок, которые определяют эмоциональное отношение родителей к ребенку и способы поведения с ним. Педагогические позиции родителей могут быть четырех типов: диктат, попустительская, гиперопека, демократическая. Каждая из этих позиций характеризуется определенным уровнем протекции (количество сил, внимания и времени, которое родители уделяют воспитанию ребенка), степенью удовлетворения потребностей ребенка; количеством и качеством требований, предъявляемых к ребенку.

Тип агрессивного подростка формируется в основном при двух разновидностях семейного воспитания: авторитарной гиперпротекции и гипопротекция с жестоким обращением. При первом стиле семейного воспитания родители уделяют ребенку много времени и внимания, однако при этом не оказывают ему эмоциональной поддержки, игнорируют его потребности в общении с родителями и часто используют наказание как основной метод воспитания. При другом – ребенок, наоборот, находится на периферии внимание родителей, он попадает в поле зрения родителей лишь тогда, когда случается что-то серьезное. Так же как и в первом случае, родители не проявляют устремлений к удовлетворению потребностей ребенка и отличаются чрезмерно строгим реагированием на нарушение поведения.

Тип агрессивного подростка чаще всего формируется в семьях с требовательным обращением. Этот стиль воспитания характеризуется недостаточным стремлением родителей к удовлетворению потребностей подростка в материально-бытовой и духовной сферах. Но, вместе с тем, к ребенку предъявляются непомерно высокие требования, часто не соответствующие его реальным возможностям. Неудовлетворенность потребностей, особенно в эмоциональном контакте, любви и внимания, и неадекватно завышенные требования к ребенку нарушают полноценный ход его развития и представляют риск психотравматизации.

Причиной агрессивности зачастую является введение взрослым воспитательных мер, применение запретов и ограничений, которые не позволяют ребенку осуществить задуманное действие или реализовать свое желание. Очень часто подобное поведение ребенка наблюдается вследствие недостаточной произвольности и осознанности поведения, несформированности моральных норм. В названном стиле следует выделить разновидность, которую можно определить как тип воспитания с повышенной моральной ответственностью. Он встречается в семьях, где существует атмосфера эмоционального равнодушия и вседозволенности, но при этом родители ожидают и требуют от ребенка результатов гораздо больших, чем он может достичь реально. В результате возникает устойчивое депрессивное состояние, которое приводит к агрессивным проявлениям. В процессе развития личностно-смысловой сферы, развития произвольности поведения эта проблема разрешается.

Для семей, в которых воспитывались агрессивные мальчики с депрессивными тенденциями, характерна атмосфера эмоционального отвержения, когда мальчик ощущает, что им тяготятся, что он обуза в жизни родителей. При этом наряду с вышеперечисленными особенностями, преобладает вседозволенность. Ребенку “все можно”. Если в семье и существуют какие-то запреты, то он их легко нарушает, зная, что с него не будет спроса. Ребенку предоставляется полная свобода в определении собственного регламента жизни, выборе друзей, пристрастиях. Вседозволенность, бесконтрольность, слабая воспитательная позиция родителей способствуют формированию эгоистичности и агрессивности подростков.

Таким образом, общим для названных стилей являются эмоциональная изолированность ребенка и строгость санкций со стороны родителей. По имеющимся данным, ребенок, которого отвергают и часто наказывают, проникается определенным эмоциональным отношением к такому поведению родителей и может проявлять агрессивность по отношению к другим людям. Кроме того, отрицательное воздействие наказания может проявляться в том, что ребенок начинает избегать родителей, сурово обращающихся с ним, и предпринимает, как символические попытки покинуть семью (самоизоляция), так и конкретные шаги, чтобы убежать из дома.

На взаимосвязь агрессивности младших подростков и стиля семейного воспитания могут влиять и такие факторы как неустойчивость воспитания (колебание между гипер- и гипоопекой), предпочтение в ребенке детских качеств (когда у родителей наблюдается стремление игнорировать повзросление детей, стимулировать возрастную фиксацию таких детских качеств как непосредственность, наивность, игривость, т.е. желание затормозить социализацию ребенка).

Помимо того, влияют такие факторы, как проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, когда родитель в ребенке как бы видит черты собственного характера, которые чувствует, но не признает в самом себе. Он борется с отрицательными качествами через наказания, и верит в то, что эти качества у него самого отсутствуют; вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (когда ребенок становится жертвой конфликтующих родителей; когда каждый или один из родителей, манипулируя ребенком, пытается доказать свою правоту противоположной стороне).

Страницы: 1 2 3


Снижение работоспособности и эффективности преподавания у учителей
Под влиянием депрессивного состояния у учителей может снизиться работоспособность и эффективность преподавания. Выше было сказано, что депрессия может сопровождаться сниженного, тоскливого настроения, психомоторного и интеллектуального торможения. Отмечается снижение творческой активности, тягостное чувство неудовлетворенности собой, об ...

Теоретический анализ литературы по проблеме самоутверждения и его реализации в межличностных особенностях и поведении человека. Самоутверждение как предмет научного исследования.
Проблема самоутверждения как предмет научного исследования возникла относительно недавно лишь в XIX-XX вв. Это вполне объяснимо, т. к. само самоутверждение является очень сложным образованием. На специально-научном уровне эта проблема была поставлена и изучена австрийским психиатром и психологом А. Адлером (1870-1937) [3, 35], но предп ...

Знаковые системы неречевого общения
Неречевой вид общения включает следующие основные знаковые системы: 1. Оптико-кинетическая. 2. Пара- и экстралингвистическая. 3. Организация пространства и времени коммуникативного процесса. 4. Визуальный контакт. 5. Ольфакторная (обонятельная, запаховая) Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение р ...