Материалы » Изучение агрессивности младших подростков » Агрессия в поведении младших подростков. Агрессивность детей и роль семейного воспитания в ее возникновении

Агрессия в поведении младших подростков. Агрессивность детей и роль семейного воспитания в ее возникновении
Страница 1

Агрессивные действия у ребенка наблюдаются уже с первых дней жизни. В первые годы агрессия может проявляться в приступах детского упрямства, с которыми трудно совладать взрослому. У малыша время от времени появляются вспышки злости или гнева, сопровождающиеся импульсивными движениями, кусанием, драчливостью. Следует отметить, что полное отсутствие агрессивности может быть следствием некоторых нарушений развития, однако ее чрезмерные проявления свидетельствуют о нарушениях личностного развития.

Многим детям свойственна агрессивность. Переживания и разочарования ребенка, которые взрослым кажутся мелкими и незначительными, оказываются весьма острыми и труднопереносимыми для ребенка именно в силу незрелости его нервной системы, поэтому наиболее удовлетворительным для ребенка решением может оказаться и физическая реакция, особенно при ограниченности способности ребенка к самовыражению.

В детском возрасте на появление агрессии самое большое влияние оказывает семейное воспитание ребенка, взаимоотношения между родителями, стиль отношений родителей и детей. На поведение детей, вне всякого сомнения, влияют те модели поведения, которые представляют им родители.

Если родители систематически проявляют физическую или вербальную агрессию по отношению к ребенку, то растет вероятность проявления у ребенка защитной агрессивности или подражания модели поведения родителей; ребенок часто конфликтует, дерется, на занятиях и уроках выкрикивает и т. п.; применяет агрессивную модель поведения в жизни.

Если родители применяют слишком суровые, несоотносимые с проступком наказания, то уровень агрессивности у ребенка повышается и возрастает готовность к агрессивным действиям; растет вероятность реактивной (ответной) агрессивности в более старшем возрасте и проявления защитной агрессивности.

Если родители не обращают внимания на агрессивность, вспыльчивость ребенка, не контролируют его поведение, то это осознается ребенком как вседозволенность и способствует проявлению агрессивности в дальнейшем как типичной поведенческой черты.

Если родители не дают возможности ребенку проявить способность к самостоятельному выбору, не позволяют ребенку заявить о себе, запрещают любые формы проявления детского гнева, то ребенок избегает открытого проявления гнева, систематически подавляет свои эмоции. Это - причина его деструктивной агрессивности, проявляющейся в насмешках над окружающими, побуждению к агрессивным действиям других, воровстве, внезапных вспышках гнева.

Если родители проявляют агрессию по отношению к окружающим в присутствии ребенка (например, отрицательно высказываются по поводу соседей по коммунальной квартире или по поводу педагогического стиля в детском саду и т. д.), то у ребенка закрепляется уверенность, что окружающие люди являются виновниками всех их бед. Вероятно, что он возьмет эту модель за основу своего дальнейшего поведения. Р.Бэрон, Д.Ричардсон пишут, что когда дети вырастают и вступают в брак, они начинают использовать методы, ставшие неотъемлемой частью поведенческого репертуара отношений между родителями, для решения своих семейных проблем и, замыкая цикл, передают их своим детям посредством создания характерного стиля дисциплины.

Р.С. Сирс, Е.Е. Маккоби, К. Левин в своем исследовании выявили два главных фактора, определяющих возможное развитие агрессивности в поведении ребенка: снисходительность (под ней понимают степень готовности родителей и воспитателей прощать проступки, понимать и принимать ребенка) и строгость наказания родителями агрессивных проявлений ребенка.

Формирование агрессивности у ребенка происходит также под непосредственным или опосредованным воздействием

увиденных в качестве наблюдателя или лично пережитых реальных сцен насилия

. Само насилие воспринимается им как любое действие, препятствующее удовлетворению его спонтанно возникающих желаний и побуждений. Отсюда понятно, что к актам насилия ребенок может относить довольно широкий набор действий, в который включаются даже такие, как лишение лакомства, игрушки, вербальные внушения, произнесенные повышенным тоном.

К наиболее сильным травмирующим факторам относятся физические наказания ребенка, а также психогенные ситуации, воспринимаемые им как разрыв (пусть даже кратковременный) с объектом любви. Подобного рода травмирующие переживания требуют своего выхода. Они могут выливаться в качестве ответной агрессивной реакции непосредственно на лицо, совершившее насилие по отношению к ребенку, но это бывает довольно редко, так как субъект агрессии, как правило, табуирован (мать и отец — «неприкосновенные» лица). В таких случаях травмирующие переживания, накапливаясь, переносятся на нетабуированные объекты. Ими могут быть другие члены семьи, а также предметы домашнего обихода, одежда, игрушки.

Процесс освобождения от травмирующих переживаний происходит и в игре, которая выступает в таких случаях как ведущее релаксационное средство. В игре ребенок воспроизводит пережитые агрессивные сценарии, стремясь рационализировать их и тем самым снять накопившуюся отрицательную энергию. Однако не следует думать, что игра полностью блокирует полученные психогенные удары. Часть из них уходит в область подсознания, готовая сыграть свою роль при соответствующем подкреплении.

Страницы: 1 2 3


Урегулирование конфликтов в личностно-эмоциональной сфере
Однако конфликты приходится разрешать не только в деловой форме, но и в личностно-эмоциональной сфере. При их разрешении применяются другие методы, поскольку в них, как правило, трудно выделить объект разногласий, отсутствует столкновение интересов. Как же себя вести с "конфликтной личностью"? Существует единственное средство ...

Экспериментальное исследование опосредствованной и непосредственной памяти у школьников подросткового возраста. Цели и гипотезы исследования
Целями данного исследования являлись: выявление особенностей непосредственной и опосредствованной памяти современных подростков, а также сравнение полученных результатов с данными А.Н.Леонтьева 1920-х гг. Задачи исследования: репликация методики А.Н.Леонтьева в доработанном виде; исследование опосредствованной и непосредственной памяти ...

Импринтинг
Импринтинг — понятие, введенное К. Лоренцом, обозначающее раннее запечатление у животных. Сразу после рождения в первые часы и дни жизни животные способны запоминать подвижные предметы, которые находятся в непосредственной близости от них, и переносить на них свои инстинктивные реакции, связанные прежде всего с ориентировкой на родителе ...