Материалы » Методические основы психологической коррекции детей с отклонениями в эмоциональном развитии, перенесших психологическую травму » Организация работы по коррекции отклонений в эмоциональном развитии у детей, перенесших психологическую травму. Выявление группы детей с риском психологического травмирования

Организация работы по коррекции отклонений в эмоциональном развитии у детей, перенесших психологическую травму. Выявление группы детей с риском психологического травмирования
Страница 2

Использовались следующие критерии оценивания: ИТ – 50% и выше – высокий уровень тревожности, ИТ – 20-49% – средний уровень тревожности, ИТ ниже 20% - низкий. Данные зафиксированы в протоколе № (Приложение 4) и отражены в гистограмме. (Рис.2.1.4)

Рис. 2.1.4 Уровень тревожности детей

Количественный анализ результатов исследования показывает, что 10 из 15 детей имеют высокий уровень тревожности и 5 – средний. Качественный анализ показывает, что тревогу у детей вызывают ситуации, связанные с агрессией, наказанием и одиночеством.

Далее была использована методика А. И. Захарова «Боишься ли ты?». Ее целью является изучение переживаний страхов ребенком. Детям задавалось 30 вопросов с характерными для дошкольников страхами. Критерии подведения итогов были следующие: возрастная норма страхов для детей 4-5 лет 8 (мальчики), 11 (девочки). Если количество страхов у мальчиков 13 и более, а у девочек 15 и более – это свидетельствует о начале формирования невроза у детей.

Данные зафиксированы и представлены в протоколе №4 (Приложение 5) и гистограмме (Рис.2.1.5)

Рис. 2.1.5 Уровень переживания страхов детьми

Количественный анализ результатов исследования показывают, что у 2 из 15 детей уровень страхов значительно превышает возрастную норму, что свидетельствует о начале развития невроза страха. У 8 детей выше возрастной нормы, у 5 детей соответствует возрастной норме.

Многие дети бояться темноты, уколов, отца и наказания родителей, а некоторые дети боятся обоих родителей.

Следующим этапом диагностики стало проведение графической методики М.А. Панфиловой «Кактус» для выявления уровня эмоционального напряжения.

Детям предлагалось нарисовать кактус таким, какой они себе его представляют. После рисования дети отвечали на 5 вопросов, касающихся этого кактуса. Критериями для выявления уровня эмоционального напряжения выступает наличие в рисунках признаков тревожности, агрессивности и демонстративности, неуверенности в себе. За каждый признак ребенок получает 1 балл. 4-3 балла – высокий уровень эмоционального напряжения, 2 балла – средний уровень, 1 – 0 балла – низкий уровень. Выявление признаков тревожности, агрессивности, демонстративности и неуверенности в себе предложены М.А. Понфиловой. Наличие агрессивности можно предположить, если в рисунке присутствуют иголки. О демонстративности говорит наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм. Признаки тревоги выражаются в использовании темных цветов, преобладании внутренней штриховки прерывистыми линиями. О неуверенности в себе можно судить по маленькому размеру рисунка, расположению внизу листа. Также о признаках тревожности, агрессивности, демонстративности и неуверенности в себе можно судить по ответам детей о нарисованном кактусе. Данные представлены в протоколе №5 (Приложение 6) и зафиксированы в гистограмме (Рис.2.1.6)

Рис.2.1.6 Уровень эмоционального напряжения.

Далее результаты диагностики были обобщены и представлены в сводной таблице

Ф. И.

Уровни

Итоговый уровень Психологического травмирования

Наличие психотравмирующей ситуации

«Выбери нужное лицо»

«Боишься ли ты?»

«Кактус» (уровень эмоционального напряжения)

1

Д. Д.

+

Высокий

Выше нормы, развитие невроза

Высокий

Очень Высокий

2

З. М.

+

Высокий

Выше нормы

Средний

Высокий

3

З. Л.

+

Высокий

Выше нормы

Средний

Высокий

4

К. А.

+

Средний

В норме

Низкий

Средний

5

К. А.

+

Высокий

В норме

Высокий

Высокий

6

Л. А.

+

Высокий

Выше нормы

Средний

Высокий

7

М. А.

+

Средний

В норме

Высокий

Средний

8

М. Л.

+

Высокий

Выше нормы

Высокий

Высокий

9

М. Н.

+

Средний

Выше нормы

Высокий

Высокий

10

М. В.

+

Высокий

В норме

Средний

Средний

11

М. Н.

+

Высокий

Выше нормы

Высокий

Высокий

12

Н. Л.

+

Высокий

Выше нормы

Средний

Высокий

13

П. Ж.

+

Средний

В норме

Высокий

Средний

14

Ш. Д.

+

Высокий

Выше нормы, развитие невроза

Средний

Высокий

15

Я. Р.

+

Высокий

Выше нормы

Средний

Высокий

Страницы: 1 2 3


Средства общения
Общение, будучи сложным социально психологическим процессом взаимопонимания между людьми осуществляется по следующим основным каналам: - речевой (вербальный); - неречевой (невербальный). Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации и как способ воздействия на собеседника. В структуру речевого общения вх ...

Разработка концепции и планирование исследования
Любое исследование включает в себя ряд необходимых этапов. На каждом этапе решается определенная задача. Исследование начинается с постановки задачи: что неизвестно? На следующем этапе ученый анализирует доступную информацию по изучаемой проблеме. Следующим очень важным этапом является формулировка предположений — гипотез. Для их провер ...

Принятие решений как рефлексивный процесс
Принятие решений, как рефлексивный процесс, основывается на анализе и оценке ситуации, собственных возможностей субъекта, его знаний, умений и навыков и прогнозе последствий действий. По мнению В.Я.Дубровского, Ю.М.Громыко и др., оценка ситуации происходит не умозрительно, а на основе определенного образа организации жизни, проявляющемс ...