Материалы » Методические основы психологической коррекции детей с отклонениями в эмоциональном развитии, перенесших психологическую травму » Организация работы по коррекции отклонений в эмоциональном развитии у детей, перенесших психологическую травму. Выявление группы детей с риском психологического травмирования

Организация работы по коррекции отклонений в эмоциональном развитии у детей, перенесших психологическую травму. Выявление группы детей с риском психологического травмирования
Страница 2

Использовались следующие критерии оценивания: ИТ – 50% и выше – высокий уровень тревожности, ИТ – 20-49% – средний уровень тревожности, ИТ ниже 20% - низкий. Данные зафиксированы в протоколе № (Приложение 4) и отражены в гистограмме. (Рис.2.1.4)

Рис. 2.1.4 Уровень тревожности детей

Количественный анализ результатов исследования показывает, что 10 из 15 детей имеют высокий уровень тревожности и 5 – средний. Качественный анализ показывает, что тревогу у детей вызывают ситуации, связанные с агрессией, наказанием и одиночеством.

Далее была использована методика А. И. Захарова «Боишься ли ты?». Ее целью является изучение переживаний страхов ребенком. Детям задавалось 30 вопросов с характерными для дошкольников страхами. Критерии подведения итогов были следующие: возрастная норма страхов для детей 4-5 лет 8 (мальчики), 11 (девочки). Если количество страхов у мальчиков 13 и более, а у девочек 15 и более – это свидетельствует о начале формирования невроза у детей.

Данные зафиксированы и представлены в протоколе №4 (Приложение 5) и гистограмме (Рис.2.1.5)

Рис. 2.1.5 Уровень переживания страхов детьми

Количественный анализ результатов исследования показывают, что у 2 из 15 детей уровень страхов значительно превышает возрастную норму, что свидетельствует о начале развития невроза страха. У 8 детей выше возрастной нормы, у 5 детей соответствует возрастной норме.

Многие дети бояться темноты, уколов, отца и наказания родителей, а некоторые дети боятся обоих родителей.

Следующим этапом диагностики стало проведение графической методики М.А. Панфиловой «Кактус» для выявления уровня эмоционального напряжения.

Детям предлагалось нарисовать кактус таким, какой они себе его представляют. После рисования дети отвечали на 5 вопросов, касающихся этого кактуса. Критериями для выявления уровня эмоционального напряжения выступает наличие в рисунках признаков тревожности, агрессивности и демонстративности, неуверенности в себе. За каждый признак ребенок получает 1 балл. 4-3 балла – высокий уровень эмоционального напряжения, 2 балла – средний уровень, 1 – 0 балла – низкий уровень. Выявление признаков тревожности, агрессивности, демонстративности и неуверенности в себе предложены М.А. Понфиловой. Наличие агрессивности можно предположить, если в рисунке присутствуют иголки. О демонстративности говорит наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм. Признаки тревоги выражаются в использовании темных цветов, преобладании внутренней штриховки прерывистыми линиями. О неуверенности в себе можно судить по маленькому размеру рисунка, расположению внизу листа. Также о признаках тревожности, агрессивности, демонстративности и неуверенности в себе можно судить по ответам детей о нарисованном кактусе. Данные представлены в протоколе №5 (Приложение 6) и зафиксированы в гистограмме (Рис.2.1.6)

Рис.2.1.6 Уровень эмоционального напряжения.

Далее результаты диагностики были обобщены и представлены в сводной таблице

Ф. И.

Уровни

Итоговый уровень Психологического травмирования

Наличие психотравмирующей ситуации

«Выбери нужное лицо»

«Боишься ли ты?»

«Кактус» (уровень эмоционального напряжения)

1

Д. Д.

+

Высокий

Выше нормы, развитие невроза

Высокий

Очень Высокий

2

З. М.

+

Высокий

Выше нормы

Средний

Высокий

3

З. Л.

+

Высокий

Выше нормы

Средний

Высокий

4

К. А.

+

Средний

В норме

Низкий

Средний

5

К. А.

+

Высокий

В норме

Высокий

Высокий

6

Л. А.

+

Высокий

Выше нормы

Средний

Высокий

7

М. А.

+

Средний

В норме

Высокий

Средний

8

М. Л.

+

Высокий

Выше нормы

Высокий

Высокий

9

М. Н.

+

Средний

Выше нормы

Высокий

Высокий

10

М. В.

+

Высокий

В норме

Средний

Средний

11

М. Н.

+

Высокий

Выше нормы

Высокий

Высокий

12

Н. Л.

+

Высокий

Выше нормы

Средний

Высокий

13

П. Ж.

+

Средний

В норме

Высокий

Средний

14

Ш. Д.

+

Высокий

Выше нормы, развитие невроза

Средний

Высокий

15

Я. Р.

+

Высокий

Выше нормы

Средний

Высокий

Страницы: 1 2 3


Теоретические подходы к психолого-педагогической коррекции. Проблема психокоррекции в педагогической деятельности
Психологическая коррекция - это деятельность по исправлению тех особенностей психологического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют оптимальной модели. Кроме того, психокоррекцию можно применять в ситуациях преодоления различного рода затруднений, обеспечивающая, в конечном итоге полноценное функционирование и ...

Познавательные психические процессы.
Все знания самого высокого порядка, например, знания о физических и химических свойствах веществ, о явно наблюдаемом устройстве вещей и скрыты от непосредственного взора закономерных отношениях между ними , о людях и их качествах, о самом себе и, наконец, знания об общем устройстве мира, являются результатом интеграции знаний, получаем ...

Практические рекомендации по коррекции и профилактики агрессивного поведения у младших подростков
В процессе тестирования, анкетирования, обследования детей с помощью опросников позволили выделить четыре группы: · Подростки с устойчивым комплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей, им свойственны эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов, цинизм, озлобленность, грубость, вспыльчи ...