Материалы » Особенности наглядно-образного мышления детей с общим недоразвитием речи » Экспериментальное изучение наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста при общем недоразвитии речи. Цель, задачи, организация исследования

Экспериментальное изучение наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста при общем недоразвитии речи. Цель, задачи, организация исследования
Страница 1

Целью эксперимента является изучение особенности наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста.

В результате проведения исследования необходимо решать следующие задачи:

- отбор психодиагностических методик для экспериментального изучения особенностей наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР;

- экспериментальное изучение наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР;

- сравнить особенности наглядно-образного мышления детей с ОНР и их нормально развивающихся сверстников;

-анализ результатов исследования наглядно-образного мышления;

- определить уровень интеллектуальных способностей детей 5-7 лет;

Экспериментальной базой явился МДОУ «Детский сад комбинированного вида №23» г. Череповца.

В исследовании приняли участие 5 детей старшего дошкольного возраста с ОНР (составляли экспериментальную группу) и 5 детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием (составляли контрольную группу).

Нами была использована методика Н.Ф.Лысановой, Р.И.Айзман, Я.Я.Завьяловой, В.М.Ширшовой., направленной на изучение компонентов наглядно-образного мышления.

Ход проведения: эксперимент проводился в двух группах детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием (контрольная группа) и ОНР (экспериментальная группа). Список обеих групп представлен в приложении №1. Методика состоит из 6 субтестов.

Субтест 1. Продолжение рядов геометрических фигур по установленной закономерности. Направлен на определение уровня способности действовать с заданной логикой, выявлять закономерности. Включает пять постепенно усложняющихся заданий. Ребенку нужно внимательно рассмотреть геометрические фигуры и нарисовать вместо точек нужную фигуру. Если он справился с заданиями а, б, в, то можно попробовать нарисовать недостающие фигуры в заданиях г и д. Время на выполнение этого задания – 5 мин.

За правильное выполнение заданий а, б, в дается по 2 балла (норма для детей пяти лет). Задание г оценивается в 4 балла (высокий уровень). Задание д – 6 баллов – очень высокий уровень способности к выявлению закономерностей для данного возраста.

Субтест 2. Рисование по ассоциациям. Ребенку необходимо закончить рисунок так, чтобы изображенное пятно стало похоже на реальный объект. Основной критерий – оригинальность. Задание позволяет определить гибкость мышления и способность проводить аналогии. на задание дается 6 мин. Если изображения представляют собой близкородственные и не отличающиеся по внешнему виду предметы, но при этом для каждой группы пятен характерна некая оригинальность, то это является нормой. Сумма баллов в этом случае варьирует от 6 до 12, за изображение – 1 балл. свидетельствует о высоком уровне развития способности делать аналогии и гибкости мышления. За данные изображения дают 13-14 баллов, по 2 балла за изображение. За полностью оригинальное, не повторяющееся в рисунках других детей изображение – 3 балла. Сумма баллов может быть от 30 до 60, что свидетельствует об очень высоком уровне развития данной способности.

Субтест 3. Геометрический аналогии. Направлен не определение уровня логического мышления. Ребенку предлагаются квадратики с самыми разнообразными фигурками. Однако эти фигурки нарисованы только в трех углах квадрата. Ребенок должен понять, какая фигурка должна быть в четвертом углу, и дорисовать ее. Время заполнения – 7 мин. За каждое правильно выполненное задание дают 3 балла. Верное решение трех-четырех заданий (9-12 баллов) – норма для детей 5 лет; 5-6 заданий (15-18 баллов) – высокий уровень логического мышления; 7 правильно выполненных заданий (21 балл) – очень высокий уровень.

Субтест 4. Выявление общих понятий. Ребенку предлагается четыре изображения, три из которых объединены общим понятием. Одно изображение к данному понятию не относится, его нужно вычеркнуть. Субтест направлен на выявление способностей к установлению конкретных связей и зависимостей. На задание дается 2 мин. Верное выполнение двух заданий – норма для ребенка пяти лет (2 балла); трех заданий – высокий уровень (3 балла); четырех заданий – очень высокий уровень (4 балла).

Страницы: 1 2


Механизм формирования зависимости от ролевых игр
Механизм "затягивания" человека в игровую зависимость, хотя и выглядит очевидным, очень редко упоминается в работах по сходным тематикам. Многое сделано в области исследования мотивации игровой деятельности, однако мотивация, в каком смысле понимают ее большинство исследователей, не является первостепенным фактором формировани ...

Определение мышления.
Венцом эволюционного и исторического развития познавательных процессов человека является его способность мыслить. Благодаря понятийному мышлению человек беспредельно раздвинул границы своего бытия, очерченные возможностями познавательных процессов более «низкого» уровня – ощущения, восприятия, представления. Чувственные образы, создавае ...

Личность в группе
Личность в системе коммуникативных, интерактивных и перцептивных воздействий. Проблема социальной идентичности личности. Коммуникативные свойства личности. Когнитивная компетентность личности и ее «когнитивный стиль». Социально-психологический тренинг как способ развития социально-психологических характеристик личности. Перспективы с ...