Методы коррекции эмоциональных отклонений у детей, перенесших
психологическую травмуСтраница 2
А. И. Захаров выделяет следующие методические приемы коррекции эмоциональной сферы детей: словесные и подвижные игры; психологические этюды; рисование (тематическое и свободное); беседы и проблемные ситуации. Выбор данных методов и приемов, считает А.И. Захаров, не является спонтанным, он – следствие теоретического анализа подходов к коррекции и развитию личности дошкольника в рамках отечественной психологии.
А. А. Осипова считает, что психогимнастика – это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика позволяет снимать эмоциональное напряжение и мышечные зажимы, корректировать настроение и отдельные черты характера, обучать ауторелаксации. Сам термин «психогимнастика», по мнению А. А.Осиповой, имеет широкое и узкое значение. В широком смысле психогимнастика – это курс специальных занятий, направленных на коррекцию и развитие различных сторон психики человека, в том числе и эмоцианально личностной. В узком смысле под психогимнастикой понимают игры и этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации.
Метод психогимнастики, разработан Г. Юновой и модифицирован М. И.Чистяковой. Занятия по психогимностике включают в себя ритмику, пантомиму, коллективные танцы и игры. Занятия состоят из трех фаз. Первая фаза – это снятие напряжения с помощью различных вариантов бега, ходьбы. Вторая фаза – пантомима (изображение страха, растерянности, удивления). Третья фаза – заключительная, направлена на закрепление чувства принадлежности к группе.
А.И. Захаров, в отличие от других авторов, выделяет метод беседы и постановки проблемных ситуаций. В работе с детьми дошкольного возраста данный метод может использоваться только в сочетании с другими вследствие возрастных особенностей (недостаточная способность к вербализации своего внутреннего мира, особенности мышления и речи дошкольника). Но, с другой стороны, проблемные ситуации позволяют ребенку самостоятельно найти решение, услышать многообразие мнений других детей по тому или иному поводу.
В отечественной и зарубежной психологии используются разнообразные методы, помогающие откорректировать эмоциональные нарушения у детей, которые могут с успехом использоваться в работе с детьми, перенесшими психологическую травму. Эти методы можно условно разделить на две основные категории: групповые и индивидуальные. Однако такое деление не отражает основной цели психокоррекционных воздействий. Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей целесообразно разделить на две группы: основные и специальные. К основным методам относятся: игротерапия, арт-терапия, метод аутогенной тренировки, поведенческий тренинг. Специальные методы включают в себя игровые, психоаналитические методы, методы семейной коррекции. Эти две группы методов взаимосвязаны.
А.С. Спиваковская выделяет в работе с детьми основные блоки: диагностический, установочный, коррекционный и оценочный. Диагностический блок направлен на изучение индивидуальных особенностей ребенка, анализ факторов, способствующих его эмоциональному неблагополучию. Установочный блок направлен на формирование положительной установки ребенка и его родителей на занятие. Основной целью коррекционного блока является гармонизация процесса развития личности ребенка. В рамках этого блока необходимо решить следующие задачи: преодоление внутрисемейного кризиса, изменение родительских установок и позиций, снятие проявлений дезадаптации в поведении ребенка, расширение сферы социального взаимодействия ребенка.[6, с.196]
И.И. Мамайчук предлагает следующую систему занятий. Занятия проводятся поэтапно через день с небольшой (до 5 человек) группой детей, с учетом возрастных и индивидуально - психологических особенностей ребенка. Каждое занятие состоит из нескольких этапов. Рассмотрим использование методов поддержки и коррекции в каждом из этапов занятия.
Структура и функции синапа
Каждый многоклеточный организм, каждая ткань, состоящая из клеток, нуждается в механизмах, обеспечивающих межклеточные взаимодействия. Рассмотрим, как осуществляются межнейронные взаимодействия. По нервной клетке информация распространяется в виде потенциалов действия. Передача возбуждения с аксонных терминалей на иннервируемый орган ил ...
Психическое состояние
Во время опроса девочка держится спокойно, уверенно. Внешне опрятна, волосы прибраны, одежда чистая, аккуратная. Поведение упорядоченное. Контакту доступна, общительна. Сознание ясное. Речь с аграмматизмами, словарный запас скудный. Ориентирована в окружающей обстановке, месте и времени. Общая осведомленность скудная, адрес знает не точ ...
Индивидуальные особенности участников
Фактором, тесно связанным с результатами участия в тренинговой группе, является индивидуальные особенности членов группы.
Из результатов многочисленных исследований следует, что от 17 до 57% клиентов, начинающих групповую работу, отказываются от этой формы до планового срока ее окончания. Это можно рассматривать в качестве информации, ...