Материалы » Методические основы психологической коррекции детей с отклонениями в эмоциональном развитии, перенесших психологическую травму » Психолого-педагогические аспекты проблемы коррекции отклонений в эмоциональном развитии у детей, перенесших психологическую травму. Виды психологических травм детей, их причины

Психолого-педагогические аспекты проблемы коррекции отклонений в эмоциональном развитии у детей, перенесших психологическую травму. Виды психологических травм детей, их причины
Страница 4

Причины, вызывающие риск психологического травмирования детей обусловлены особенностями личности родителей и ребенка. Н. В. Тарабрина указывает, что наиболее часто жертвами насилия, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников, становятся:

1) дети, воспитывающиеся в условиях жестокого обращения в семье, которые враждебно воспринимают мир, готовы быть жертвами насилия со стороны сильных и сами проявлять его в отношении слабых;

2) дети, воспитывающиеся в условиях безнадзорности, заброшенности и эмоционального отвержения, не получающие достаточного ухода и эмоционального тепла, а также имеющие отставание в психофизическом развитии, легко внушаемые, не способные оценить степень опасности и сопротивляться насилию;

3) уличные дети;

4) дети, которые воспитываются в обстановке беспрекословного подчинения, не умеющие сказать «нет», с нечёткими внутренними границами личности, делающими их не способными сопротивляться насилию, боязливые и тревожные;

5) дети с нервно-психическими расстройствами (олигофрения, расстройства личности – психопатии, последствия органического поражения головного мозга и пр.);

6) маленькие дети в силу своей беспомощности;

7) недоношенные или с малым весом при рождении (т.к. они обычно более раздражительны, больше плачут и доставляют больше проблем родителям).

Как отмечают Н. М. Платонова, Ю. П. Платонов, причинами недостатка забот о детях могут служить бедность, психологический стресс, педагогическое невежество, социальные потрясения и стихийные бедствия. Также причинами эмоциональной холодности родителей может быть воздействие нездоровых, деморализующих обстоятельств (алкоголизм родителей, употребление наркотиков); воздействие эмоционально травмирующих факторов, связанных с семейными конфликтами. [10, с.42] Инфантильность личности родителей, внутриличностный конфликт одного или обоих родителей, несформированность родительских ролей, отсутствие ясного определения правил поведения в семье, наличие в родительском сценарии травматического опыта психологического насилия, частые конфликты в семье и непредсказуемые поведение родителей по отношению к ребенку также провоцируют эмоциональное отторжение ребенка. [10, с.51]

В качестве ведущих причин возникновения физического насилия над ребенком в семье Н. М. Платонова и Ю. П. Платонов выделили следующие факторы, представленные в таблице.

Таблица 1.2 «Факторы возникновения физического насилия в семье»

Особенности личности ребенка

Особенности личности родителей

Особенности психологической атмосферы в семье

Наличие уродства, неизлечимой болезни, инвалидности, умственной отсталости. Нарушение психического или физического развития, недоношенность, несоответствие личности ребенка ожиданиям родителей. Гиперактивность, импульсивность и агрессивность, отклоняющееся от нормы поведение ребенка.

Повышенный уровень тревожности, импульсивности, низкий уровень контроля собственных действий. Ригидность в поведении, взаимоотношениях. Признание необходимости применения в процессе воспитания системы физических наказаний. Низкий уровень самооценки и образования, акцентуация характера (эпилептоидного, демонстративного типов). Нежелание иметь ребенка и вынужденное исполнение роли родителя. Наличие у родителя сценария, который содержит травматический опыт жестокого обращения. Высокая степень психологической зависимости и нарциссичность. Наличие садомазохистских тенденций во взаимоотношениях с детьми.

Отсутствие умений в приемлемом и адекватном выражении эмоций и чувств, небольшой опыт (или его отсутствие) позитивного взаимодействия с людьми разного возраста. Изменчивость и нестабильность идентификации. Большое затруднение родителей при распознавании собственных психологических потребностей и потребностей своих детей. Психическое заболевание родителей (депрессии, острые бредовые реакции, тяжелые тревожные расстройства, приводящие к агрессивным и аффективным реакциям).

Страницы: 1 2 3 4 5


Выводы
Анализ экспериментальных данных, касающихся влияния эмоций на телесные функции, позволяет сформулировать несколько общих выводов. Эмоциональный процесс, возникающий в центральной нервной системе, активизирует вегетативную нервную систему, а также ось гипофиз — надпочечники, вследствие чего возникает сложный комплекс изменений в деятельн ...

Личность и социальная установка
Понятие социальной установки. Значение исследований установки в школе Д. Н. Узнадзе. Различные подходы к изучению социальных установок в отечественной психологии. Традиции исследования социальных установок – «аттитюдов» в современной социальной психологии на Западе. Необихевиористский и когнитивистский подходы к изучению социальных уст ...

Эмпирическое исследование социальной адаптации студентов. Методы исследования
Тест-опросник «Механизмы психологической защиты» (МПЗ). Автор: тест-опросник «Life Style Index» был разработан Р. Плутчиком, Г. Келлерманом, Х.Р. Контом (1979), адаптирован Е.С. Романовой и Л.Р. Гребенниковым в 1991 г. под названием тест-опросник «Механизмы психологической защиты» (МПЗ). Цель: изучение структуры защитных механизмов ...