Психолого-педагогические аспекты проблемы коррекции отклонений в
эмоциональном развитии у детей, перенесших психологическую травму.
Виды психологических травм детей, их причиныСтраница 4
Причины, вызывающие риск психологического травмирования детей обусловлены особенностями личности родителей и ребенка. Н. В. Тарабрина указывает, что наиболее часто жертвами насилия, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников, становятся:
1) дети, воспитывающиеся в условиях жестокого обращения в семье, которые враждебно воспринимают мир, готовы быть жертвами насилия со стороны сильных и сами проявлять его в отношении слабых;
2) дети, воспитывающиеся в условиях безнадзорности, заброшенности и эмоционального отвержения, не получающие достаточного ухода и эмоционального тепла, а также имеющие отставание в психофизическом развитии, легко внушаемые, не способные оценить степень опасности и сопротивляться насилию;
3) уличные дети;
4) дети, которые воспитываются в обстановке беспрекословного подчинения, не умеющие сказать «нет», с нечёткими внутренними границами личности, делающими их не способными сопротивляться насилию, боязливые и тревожные;
5) дети с нервно-психическими расстройствами (олигофрения, расстройства личности – психопатии, последствия органического поражения головного мозга и пр.);
6) маленькие дети в силу своей беспомощности;
7) недоношенные или с малым весом при рождении (т.к. они обычно более раздражительны, больше плачут и доставляют больше проблем родителям).
Как отмечают Н. М. Платонова, Ю. П. Платонов, причинами недостатка забот о детях могут служить бедность, психологический стресс, педагогическое невежество, социальные потрясения и стихийные бедствия. Также причинами эмоциональной холодности родителей может быть воздействие нездоровых, деморализующих обстоятельств (алкоголизм родителей, употребление наркотиков); воздействие эмоционально травмирующих факторов, связанных с семейными конфликтами. [10, с.42] Инфантильность личности родителей, внутриличностный конфликт одного или обоих родителей, несформированность родительских ролей, отсутствие ясного определения правил поведения в семье, наличие в родительском сценарии травматического опыта психологического насилия, частые конфликты в семье и непредсказуемые поведение родителей по отношению к ребенку также провоцируют эмоциональное отторжение ребенка. [10, с.51]
В качестве ведущих причин возникновения физического насилия над ребенком в семье Н. М. Платонова и Ю. П. Платонов выделили следующие факторы, представленные в таблице.
Таблица 1.2 «Факторы возникновения физического насилия в семье»
|
Особенности личности ребенка |
Особенности личности родителей |
Особенности психологической атмосферы в семье |
|
Наличие уродства, неизлечимой болезни, инвалидности, умственной отсталости. Нарушение психического или физического развития, недоношенность, несоответствие личности ребенка ожиданиям родителей. Гиперактивность, импульсивность и агрессивность, отклоняющееся от нормы поведение ребенка. |
Повышенный уровень тревожности, импульсивности, низкий уровень контроля собственных действий. Ригидность в поведении, взаимоотношениях. Признание необходимости применения в процессе воспитания системы физических наказаний. Низкий уровень самооценки и образования, акцентуация характера (эпилептоидного, демонстративного типов). Нежелание иметь ребенка и вынужденное исполнение роли родителя. Наличие у родителя сценария, который содержит травматический опыт жестокого обращения. Высокая степень психологической зависимости и нарциссичность. Наличие садомазохистских тенденций во взаимоотношениях с детьми. |
Отсутствие умений в приемлемом и адекватном выражении эмоций и чувств, небольшой опыт (или его отсутствие) позитивного взаимодействия с людьми разного возраста. Изменчивость и нестабильность идентификации. Большое затруднение родителей при распознавании собственных психологических потребностей и потребностей своих детей. Психическое заболевание родителей (депрессии, острые бредовые реакции, тяжелые тревожные расстройства, приводящие к агрессивным и аффективным реакциям). |
Заземление индивида
Перенос чувств в живот с тем, чтобы человек мог ощущать свои внутренности, и в ноги, чтобы он мог ощущать их своими подвижными корнями, называется заземлением индивида. Человек, заземленный таким образом, чувствует твердую поддержку земли под собой и мужество встать на нее или передвигаться по ней по своему усмотрению. Быть заземленным ...
Методика выработки оперантного условного рефлекса
Процедура инструментального научения состоит в том, что положительное или отрицательное подкрепление подается при определенной реакции животного - “правильной” или “неправильной” с точки зрения экспериментатора.
Инструментальное научение классифицируется в зависимости от применяемых методик.
а) “Пробы и ошибки” по-Торндайку. Методика ...
Прикладная психология рекламы
Прикладной психологии, если она хочет идти в ногу со временем, никак нельзя не заниматься серьезным исследованием феномена рекламы и всех аспектов его проявления в обществе. Сегодня в условиях утверждающихся рыночных отношений этот вид информации перестает быть сугубо экономическим атрибутом и становится своеобразным элементом массовой ...

