Психолого-педагогические аспекты проблемы коррекции отклонений в
эмоциональном развитии у детей, перенесших психологическую травму.
Виды психологических травм детей, их причиныСтраница 2
Следующим видом пренебрежения нуждами ребенка является эмоциональная заброшенность. Это неудовлетворение эмоциональных потребностей ребенка: равнодушное отношение к нуждам ребенка и отказ в их удовлетворении, отсутствие одобрения ребенка, игнорирование ребенка, т.е. невнимание к нему, неуважение его как личности, отсутствие и нежелание эмоциональной близости с ребенком.
Запущенность здоровья ребенка характеризуется бездействием со стороны родителя по поддержанию или восстановлению здоровья ребенка. Это выражается в том, что родители отказываются от необходимых медицинских процедур, не покупают необходимые лекарства, ребенку дают заведомо неправильные либо не качественные лекарства, в случае серьёзной травмы не обращаются к врачу, не обращают внимания на соматические жалобы ребенка и вовремя не обращаются к врачу.
Н.М. Платонова и Ю.П. Платонов добавляют к проявлениям пренебрежения нуждами ребенка недостаточное удовлетворение потребностей в физической и психологической безопасности, любви, познании, отсутствие должного обеспечения опекой и надзором, эксплуатацию ребенка непосильным трудом.
Следующим видом психологического травмирования детей является психологическое (эмоциональное) насилие – это хронические паттерны поведения, такие как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка. Является основой всех видов насилия и пренебрежения в отношении детей. [10, с.48]
Н. О. Зиновьева и Н. Ф. Михайлова разграничивают эмоциональное и психологическое насилие. Эмоциональное насилие – это любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни. Продолжительное эмоциональное напряжение тормозит нормальное, соответствующее возрасту, самовыражение, поэтому эмоциональное развитие ребенка ставится под угрозу. В этом случае эмоции развиваются односторонне. Психологическое насилие – это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей. Из-за душевного насилия тормозится интеллектуальное развитие ребенка, становится под угрозу адекватное развитие познавательных процессов и адаптационные способности.
Н. М. Платонова и Ю. П. Платонов проанализировали и представили нам конкретный характер действий взрослых по отношению к ребенку с учётом различных типов психологического насилия. Данные представлены в таблице.
Таблица 1.1 «Содержание действий взрослых при различных типах психологического насилия»
|
Игнорирование нужд ребенка |
Отвержение |
Угрозы и терроризация |
Изолирование |
Развращение |
|
проявляется в неспособности родителей выражать привязанность, любовь и заботу по отношению к нему, в лишении его эмпатии, игнорировании потребности в безопасном окружении, поддержке, общении. |
выражается в публичном унижении ребенка, предъявлении чрезмерных, несоответствующих его возрасту и возможностям требований, публичной демонстрации отрицательных качеств ребенка, постоянном формировании у него чувства стыда и вины за проявление естественных для них эмоций (страх, плач, гнев и т.д.), жёсткой, несообразной возрасту критикой и т.д. |
проявляются в унижении достоинства ребенка, угрозах наказанием, побоями, угрозах совершения насилия по отношению к ребенку или к тому, кого ребенок любит (по отношению к матери, сестре, брату, домашнему животному), оскорблении ребенка, использовании ненормативной лексики по отношению к ребенку. |
формирует установление безосновательных ограничений на социальные контакты ребенка со сверстниками, родственниками или другими взрослыми, ограничение прав ребенка на построение собственных взаимоотношений со сверстниками и отсутствие у ребенка права покидать свой собственный дом (например, родители принудительно переводят ребенка на домашнее обучение). |
предполагает создание мотивации к развитию антисоциального поведения, включая воровство, проституцию, порнографию, поощрение самодеструктивного поведения, вовлечение ребенка в употребление алкоголя и наркотиков. |
Техника
мотивирования партнера.
Прием привлечения внимания необычной информацией.
Необычная информация привлекает внимание, вызывает желание узнать побольше о интересном факте, продолжить разговор на данную тему. ...
Понятие игры
Б.Г. Ананьев, один из основоположников отечественной психологической науки, пишет, что игра занимает ведущее место в социальном формировании человека, как субъекта познания и деятельности. В искусственно воссозданных условиях человек проигрывает разные жизненные и производственные ситуации, что является необходимым для его развития, изм ...
Ход эмпирического исследования и основные результаты
Исследование агрессии младших подростков мы проводили с использованием опросника Басса-Дарки
- одной из наиболее популярных методик для исследования агрессии. Этот опросник был разработан в 60-х годах и основной задачей, стоящей перед авторами, была постановка вопросов таким образом, чтобы на ответы испытуемых не влияли их защитные мех ...

