Материалы » Социальная психология » Динамические процессы в малой группе

Динамические процессы в малой группе
Страница 4

Исследования психологических процессов группового сплочения в современной социальной психологии идут по 3 основным направлениям (А. И. Донцов):

1) Изучение эмоциональных моментов межличностных отношений (сплоченность рассматривается как высокий уровень взаимной приемлемости членов группы). В качестве методического аппарата здесь используется социометрия.

1) Изучение когнитивно-оценочных аспектов внутригрупповой активности (В. В. Шпалинский, С. А. Будасси, Р. С. Вайсман, Ю. И. Морозов). Показатель сплоченности - степень сходства различных по характеру представлений, ориентаций, интересов членов группы.

А. И. Донцов предложил использование двух методических подходов для измерения групповой сплоченности - это измерение эмоциональной привлекательности членов группы (чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем привлекательнее группа) и изучение эмоциональной оценки группы в целом.

Хотя продуктивные группы не всегда характеризуются высоким уровнем взаимных симпатий, Р. С. Немов и А. Г. Шестаков доказали, что межличностные взаимоотношения, опосредствованные содержанием деятельности (характеризующиеся целевым и мотивационным единством) в коллективах более высокого уровня развития оказались существенным фактором групповой эффективности в деятельности. В группах сравнительно низкого уровня развития деловые отношения могут подмениваться эмоционально-межличностными, что в свою очередь может препятствовать успешной совместной работе.

Таким образом, групповая сплоченность - важный показатель уровня развития группы. А. В. Петровский подчеркивает, что в группах низкого уровня развития нужно ожидать наибольших показаний психологической дистанции (проявления резкой противопоставленности людей, находящихся на разных ступенях иерархической лестницы), значительного расхождения ценностных ориентаций (то есть непонимание и непринятие других).

По определению, которое дает Г. М. Андреева: «лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи; он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи». Б. Д. Парыгин считает, что «лидер - это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной значимой ситуации для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели» Д. Майерс определяет лидерство как процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу.

Существуют различные типы лидеров. Лидеров классифицируют следующим образом.

ÞПо содержанию деятельности:

1) вдохновитель («генератор идей», «мозговой центр»);

2) исполнитель (организует претворение идеи в жизнь, способен сплотить людей);

3) одновременно и вдохновитель, и исполнитель.

ÞПо стилю руководства:

1)универсальный - лидер в любой обстановке;

2) ситуативный - лидер в конкретной деятельности.

ÞПо внутриколлективным функциям (выделил Ф. Фидлер):

1) инструментальный - ориентирован на деловую сторону коллектива (его еще называют «целевым», так как организует работу, устанавливает стандарты, сосредотачивается на достижении целей);

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


О тесте “Коронарная личность”
Стресс – это напряжение, мобилизация и неспецифическая реакция организма при действии факторов среды. Стресс так же подразделяется на стадии: 1. Мобилизация (адреналин, норадреналин, дезадаптация ); 2. Тревожность (кортизол, дизадаптация); 3. Истощение (усиление окислительных процессов, за которыми следует депрессия, как вынужденная ...

Виды профессионального общения сотрудников таможенных органов.
Для продуктивного контакта с людьми сотруднику таможенных органов мало обладать специальными познаниями, нужна еще особая психологическая подготовленность в сфере общения. Имеются в виду развитые качества рефлексии - опережающего восприятия, предвидения возможных поступков собеседника, способности быстро ориентироваться в свойствах его ...

Прием разговаривания партнера
(постановка мягких вопросов, активное слушание, накопление согласия, избегание противоречий). Накопление согласий - это метод ведения диалога, известный как "метод Сократа", когда происходит накопление согласий по общим вопросам и человек по инерции говорит "да" по спорному вопросу. Так мог бы выглядеть диалог подчи ...