Материалы » Социальная психология » Динамические процессы в малой группе

Динамические процессы в малой группе
Страница 4

Исследования психологических процессов группового сплочения в современной социальной психологии идут по 3 основным направлениям (А. И. Донцов):

1) Изучение эмоциональных моментов межличностных отношений (сплоченность рассматривается как высокий уровень взаимной приемлемости членов группы). В качестве методического аппарата здесь используется социометрия.

1) Изучение когнитивно-оценочных аспектов внутригрупповой активности (В. В. Шпалинский, С. А. Будасси, Р. С. Вайсман, Ю. И. Морозов). Показатель сплоченности - степень сходства различных по характеру представлений, ориентаций, интересов членов группы.

А. И. Донцов предложил использование двух методических подходов для измерения групповой сплоченности - это измерение эмоциональной привлекательности членов группы (чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем привлекательнее группа) и изучение эмоциональной оценки группы в целом.

Хотя продуктивные группы не всегда характеризуются высоким уровнем взаимных симпатий, Р. С. Немов и А. Г. Шестаков доказали, что межличностные взаимоотношения, опосредствованные содержанием деятельности (характеризующиеся целевым и мотивационным единством) в коллективах более высокого уровня развития оказались существенным фактором групповой эффективности в деятельности. В группах сравнительно низкого уровня развития деловые отношения могут подмениваться эмоционально-межличностными, что в свою очередь может препятствовать успешной совместной работе.

Таким образом, групповая сплоченность - важный показатель уровня развития группы. А. В. Петровский подчеркивает, что в группах низкого уровня развития нужно ожидать наибольших показаний психологической дистанции (проявления резкой противопоставленности людей, находящихся на разных ступенях иерархической лестницы), значительного расхождения ценностных ориентаций (то есть непонимание и непринятие других).

По определению, которое дает Г. М. Андреева: «лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи; он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи». Б. Д. Парыгин считает, что «лидер - это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной значимой ситуации для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели» Д. Майерс определяет лидерство как процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу.

Существуют различные типы лидеров. Лидеров классифицируют следующим образом.

ÞПо содержанию деятельности:

1) вдохновитель («генератор идей», «мозговой центр»);

2) исполнитель (организует претворение идеи в жизнь, способен сплотить людей);

3) одновременно и вдохновитель, и исполнитель.

ÞПо стилю руководства:

1)универсальный - лидер в любой обстановке;

2) ситуативный - лидер в конкретной деятельности.

ÞПо внутриколлективным функциям (выделил Ф. Фидлер):

1) инструментальный - ориентирован на деловую сторону коллектива (его еще называют «целевым», так как организует работу, устанавливает стандарты, сосредотачивается на достижении целей);

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Упражнения на развитие внимания. «мешающие» и «внимательные»
Время проведения: 15 мин Участники разбиваются на две группы: «мешающие» и «внимательные». «Внимательные» расставляются ведущим по периметру зала лицом к центру и получают отличительные знаки (нарукавные повязки, галстуки и пр.). Им дается инструкция: «Ваша задача — изобразить, сыграть, словно актер, войти в роль человека, полностью с ...

Введение.
Современное общество характеризуется сложной системой взаимоотношений, направленных на достижение определенных целей. Субъекты этих отношений зачастую преследуют различные цели, порой кардинально противоположные, что приводит к возникновению определенных трудностей в общении, вытекающих в конфликты. Сами по себе конфликты являются естес ...

Психолого-педагогические аспекты проблемы коррекции отклонений в эмоциональном развитии у детей, перенесших психологическую травму. Виды психологических травм детей, их причины
Как указывалось выше, в современном мире ребенок может быть психологически травмированным. Изучением проблемы психологических травм детей занимались такие ученые, как Н. В. Тарабрина, Н. О. Зиновьева, Н. Ф. Михайлова, Н. М. Платонова, Ю.П. Платонов, Н. Ю. Синягина и др. Прежде всего определим, что такое психологическая травма. Психолог ...