Динамические процессы в малой группеСтраница 4
Исследования психологических процессов группового сплочения в современной социальной психологии идут по 3 основным направлениям (А. И. Донцов):
1) Изучение эмоциональных моментов межличностных отношений (сплоченность рассматривается как высокий уровень взаимной приемлемости членов группы). В качестве методического аппарата здесь используется социометрия.
1) Изучение когнитивно-оценочных аспектов внутригрупповой активности (В. В. Шпалинский, С. А. Будасси, Р. С. Вайсман, Ю. И. Морозов). Показатель сплоченности - степень сходства различных по характеру представлений, ориентаций, интересов членов группы.
А. И. Донцов предложил использование двух методических подходов для измерения групповой сплоченности - это измерение эмоциональной привлекательности членов группы (чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем привлекательнее группа) и изучение эмоциональной оценки группы в целом.
Хотя продуктивные группы не всегда характеризуются высоким уровнем взаимных симпатий, Р. С. Немов и А. Г. Шестаков доказали, что межличностные взаимоотношения, опосредствованные содержанием деятельности (характеризующиеся целевым и мотивационным единством) в коллективах более высокого уровня развития оказались существенным фактором групповой эффективности в деятельности. В группах сравнительно низкого уровня развития деловые отношения могут подмениваться эмоционально-межличностными, что в свою очередь может препятствовать успешной совместной работе.
Таким образом, групповая сплоченность - важный показатель уровня развития группы. А. В. Петровский подчеркивает, что в группах низкого уровня развития нужно ожидать наибольших показаний психологической дистанции (проявления резкой противопоставленности людей, находящихся на разных ступенях иерархической лестницы), значительного расхождения ценностных ориентаций (то есть непонимание и непринятие других).
По определению, которое дает Г. М. Андреева: «лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи; он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи». Б. Д. Парыгин считает, что «лидер - это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной значимой ситуации для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели» Д. Майерс определяет лидерство как процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу.
Существуют различные типы лидеров. Лидеров классифицируют следующим образом.
ÞПо содержанию деятельности:
1) вдохновитель («генератор идей», «мозговой центр»);
2) исполнитель (организует претворение идеи в жизнь, способен сплотить людей);
3) одновременно и вдохновитель, и исполнитель.
ÞПо стилю руководства:
1)универсальный - лидер в любой обстановке;
2) ситуативный - лидер в конкретной деятельности.
ÞПо внутриколлективным функциям (выделил Ф. Фидлер):
1) инструментальный - ориентирован на деловую сторону коллектива (его еще называют «целевым», так как организует работу, устанавливает стандарты, сосредотачивается на достижении целей);
Пропущенные буквы
Время проведения: 10 мин
Если какая-то буква, допустим "л", исчезла бы из русского языка алфавита, могла б возникнуть масса необычных слов, например: коба (колба), пащ (плащ), баон (баллон), сово (слово).
Определите, какая буква отсутствует в следующих словах, и прочтите их правильно: кот, пут, потет, койдо, инг, штоа, пата, ...
Методология и методы социально-психологического исследования
Возрастание значения методологических проблем на современном этапе развития научного знания. Специфика социальной психологии в решении методологических проблем исследования.
Понятие методологии научного исследования: общая методология, частная (специальная) методология, совокупность методических приемов эмпирического исследования. Соци ...
Интерактивная игра или игра в тренинге
Игровая деятельность участников тренинга структурирована в соответствии с целями и задачами работы и подразумевает возможность и необходимость межличностного взаимодействия (интеракции).
Можно выделить несколько разновидностей интерактивных игр: подвижные (разогревающие игры), сюжетные и ролевые, деловые и имитационные (последние две г ...