Эмоции и личность » Связь эмоций с особенностями жизнедеятельности

Связь эмоций с особенностями жизнедеятельности
Страница 1

Люди, как личности, в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных (стенических) или отрицательных (астенических) эмоций. Но более всего эмоциональная сфера развитых личностей различается по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесённости. Это как раз используют психологи при конструировании тестов, предназначенных для изучения личности. По характеру эмоций, которые у человека вызывают представленные в тестах ситуации и предметы, события и люди, судят об их личностных качествах.

Эмоции играют чрезвычайно важную роль в жизни людей. Сегодня никто не отрицает связь эмоций с особенностями жизнедеятельности организма. Хорошо известно, что под влиянием эмоций изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и других органов. Излишняя интенсивность и длительность переживаний может вызвать нарушения в организме. М.И. Аствацатуров писал, что сердце чаще поражается страхом, печень – гневом, желудок – апатией и подавленным состоянием. Возникновение этих процессов имеет в своей основе изменения, происходящие во внешнем мире, но затрагивает деятельность всего организма. Например, при эмоциональных переживаниях изменяется кровообращение: учащается или замедляется сердцебиение, изменяется тонус кровеносных сосудов, повышается или понижается кровяное давление и так далее. В результате при одних эмоциональных переживаниях человек краснеет, при других – бледнеет. Сердце так чутко реагирует на все изменения эмоциональной жизни, что в народе именно его считали вместилищем души, органом чувств, не смотря на то, что изменения происходят одновременно и в дыхательной, и в пищеварительной, и в секреторной системах. Под воздействием негативных эмоций у человека может происходить формирование предпосылок к развитию разнообразных болезней. И наоборот, есть много примеров, когда под влиянием эмоционального состояния ускоряется процесс исцеления. При этом оказывается вербальное воздействие на эмоциональное состояние больного. В этом проявляется регуляторная функция эмоций и чувств[6].

Помимо регуляции состояния организма, эмоции и чувства выполняют функцию регуляции поведения человека в целом. Это следует из того, что человеческие чувства и эмоции имеют длительную историю филогенетического развития, в ходе которого они стали выполнять целый ряд специфических функций, свойственных только для них. К таким функциям следует отнести отражательную функцию чувств, которая выражается в обобщённой оценке событий. Благодаря тому, что чувства охватывают весь организм, они позволяют определить полезность и вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. Эмоциональная оценка событий может формироваться не только на основе личного опыта человека, но и в результате сопереживаний, возникающих в процессе общения с другими людьми. Благодаря отражательной функции эмоций и чувств, человек может ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности, то есть чувства выполняют ещё и предынформационную, или сигнальную, функции. Возникающие переживания сигнализируют человеку, как идёт у него процесс удовлетворения потребностей, какие препятствия встречает он на своём пути, на что надо обратить внимание в первую очередь. Отражательная функция эмоций и чувств непосредственно связана с побудительной, или стимулирующей функцией. Например, человек, переходящий дорогу, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет своё движение.

С.Л. Рубинштейн указывал, что «…эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него». Таким образом, эмоции и чувства способствуют определению направления поиска, в результате которого достигается удовлетворение возникшей потребности или решается стоящая перед человеком задача.

Следующая, специфически человеческая функция чувств заключается в том, что чувства принимают самое непосредственное участие в обучении, то есть осуществляют подкрепляющую функцию. Значимые события, которые вызывают сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Эмоции успеха – неуспеха обладают способностью привить любовь или навсегда угасить её по отношению к тому виду деятельности, которой занимается человек. Другими словами эмоции влияют на характер мотивации человека по отношению к выполняемой им деятельности.

Страницы: 1 2


Теоретические основы проблемы влияния родительского контроля на нравственную сферу детей старшего дошкольного возраста. Основные подходы к изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной пс
Нравственность - совокупность норм, определяющих поведение человека. Нравственность – это ценностная структура сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни; это система принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. [33] Нравственность – это характеристика психологич ...

IQ Методика Айзенка
В настоящее время наиболее широкое распространение получили разработки в области определения IQ Ганса Юргена Айзенка. По Айзенку, фундаментальным базисом интеллектуальных различий является скорость протекания психических процессов. Скорость психических процессов не является фундаментальным показателем интеллекта. Для примера можно пров ...

Особенности агрессивности в подростковом возрасте
Психологически подростковый возраст исключительно сложен и противоречив. Неслучайно уже с XX века он привлекает пристальное внимание исследователей. К настоящему времени психологами получен большой фактический материал о психологических особенностях подростков. Проводятся исследования, посвященные потребностям, идеалам, интересам подрос ...