Связь эмоций с особенностями жизнедеятельностиСтраница 2
Переключательная функция эмоций проявляется при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Привлекательность мотива, его близость личным установкам, направляет деятельность человека в ту или другую сторону. Приспособительная – ещё одна функция эмоций и чувств. По утверждению Ч. Дарвина, эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству, организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям. Ещё существует коммуникативная функция чувств, которую мы уже затрагивали выше (стр.8). Именно мимические и пантомимические движения являются средством передачи информации об отношении к явлениям окружающей действительности. Как показали исследования, не все проявления чувств одинаково легко распознать. Легче всего распознаётся ужас (57% испытуемых), затем отвращение (48%) и удивление (34%) [9]. Если сравнить у разных людей эмоции, вызванные одним и тем же объектом, можно обнаружить определённую схожесть, в то время как другие эмоциональные проявления у людей строго индивидуальны. Разнообразие эмоциональных проявлений выражается, прежде всего, в преобладающем настроении. Под влиянием жизненных условий и в зависимости от отношения к ним, у одних людей преобладает повышенное, бодрое, весёлое настроение, а у других – пониженное, подавленное, грустное. У третьих же – капризное, раздражительное. Существенные индивидуальные различия наблюдаются также в эмоциональной возбудимости людей. Есть люди эмоционально мало чуткие, у которых только какие-либо чрезвычайные события вызывают ярко выраженные эмоции. Такие люди, попав в ту или иную жизненную ситуацию, не столько чувствуют, сколько осознают её умом. Есть и другая категория людей – эмоционально возбудимых, у которых малейший пустяк может вызвать сильные эмоции. Между людьми отмечаются существенные различия в глубине и устойчивости чувств. Одних чувства захватывают целиком, оставляя глубокий след после себя. У других людей чувства носят поверхностный характер, протекают легко, малозаметно, проходят быстро и совершенно бесследно. Различаются у людей и проявления аффектов и страстей. Тут можно выделить людей неуравновешенных, которые легко теряют контроль над собой своим поведением, и легко поддаются аффектам и страстям, таким как гнев, паника, азарт и так далее. Другие люди наоборот, всегда уравновешены, вполне владеют собой, сознательно контролируют своё поведение. Одно из наиболее существенных различий между людьми кроется в том, как чувства и эмоции отражаются на их деятельности. У одних людей чувства носят действенный характер, побуждают к действию, у других всё ограничивается самим чувством, не вызывающим никаких изменений в поведении. В наиболее яркой форме пассивность чувств выражается в сентиментальности человека. Такие люди склонны к эмоциональным переживаниям, но чувства, которые у них возникают, не влияют на их поведение. Из выше сказанного можно сделать вывод, что существующие различия в проявлении эмоций и чувств, в значительной степени обуславливают неповторимость конкретного человека, другими словами - определяют его индивидуальность.
Обработка результатов опросника . «Детско-родительские
отношения подростков»
Для удобства обработки и интерпретации результатов необходимо использование бланка ответов (образец см. ниже), в котором ответы на вопросы каждой шкалы расположены на отдельной строке. Для нахождения общего балла для большинства шкал нужно просто сложить все значения по строке.
В четырех шкалах схема подсчета немного отличается:
- Шка ...
Выводы
Теоретической задачей нашего исследования стало изучение литературы по проблеме самоутверждения и его реализации в межличностных особенностях и поведении человека.
По вопросу самоутверждения как предмета научного исследования мы выделили следующее. Проблема самоутверждения как предмет научного исследования возникла относительно недавно ...
Современное общество и проблема консюмеризма
Должен ли человек потреблять, чтобы жить, или же человек живет, чтобы потреблять? По мнению З.Баумана, “Говоря об обществе потребления, мы имеем в виду нечто большее, чем банальный тезис о том, что все члены этого общества “потребляют”; все люди, более того, все живые существа “потребляют” с незапамятных времён” [8].
Жизнь и потреблени ...