Материалы » Социальная психология » Динамические процессы в малой группе

Динамические процессы в малой группе
Страница 2

– производительность труда;

– удовлетворенность членов группы трудом в группе;

– удовлетворенность межличностными отношениями;

– общественная значимость задачи.

Социальные группы, в том числе малые, даны социальному психологу как объект исследования, и его задача — шаг за шагом проследить факт превращения объективно возникших групп в подлинно психологическую общность. На этом пути возникают две возможности для исследований.

Первая, когда исследуется вопрос о принятии уже существующих норм групповой жизни каждым вновь вступающим в нее индивидом. Это не столько проблема собственно образования группы, сколько «подключения» к ней нового члена. В этом случае анализ можно свести к исследованию феномена группового давления на индивида, подчинения его группой.

Вторая, когда изучается процесс становления групповых норм и ценностей при условии одновременного вступления в группу многих индивидов и последующее все более полное принятие этих норм, разделение всеми членами группы групповых целей. В этом случае анализ можно свести к изучению формирования групповой сплоченности.

В последнее время много исследований посвящается изучению явления конформизма. Было выяснено, что степень конформизма выше, когда группа состоит из трех и более человек и при этом является сплоченной, единодушной и обладает высоким статусом.

С. Милграмом экспериментальным путем было установлено, что люди с высоким статусом обладают большим влиянием. Проблемами конформности и статуса (соотношения величины статуса и степени соответствия поведения человека нормам группы) занимались также Е. Холландер, Г. Хоманс, М. Шоу. Они в своих исследованиях показали, что высокостатусный человек более конформен, чаще полностью соглашается с групповыми нормами.

Дальнейшие исследования феномена конформности привели к выводу о том, что давление на индивида может оказывать не только большинство, но и меньшинство группы. Так С. Московичи доказал, что меньшинство может влиять на большинство, если работают следующие факторы: последовательность, уверенность в себе, способность привлекать сторонников из числа представителей меньшинства. При этом гибкий стиль переговоров увеличивает возможность меньшинства оказывать влияние; воздействие меньшинства подавляется тогда, когда подчеркивается его отклонение от нормы, а не оригинальность предлагаемых им альтернативных норм. Исследователи отмечают, что такое влияние носит чаще скрытый характер, в форме неявного изменения точки зрения (в виде чувства несправедливости и виновности) без открытого признания правоты меньшинства.

Исследователи выделили условия, обеспечивающие групповое давление.

· Индивидуальные: возраст, пол, степень внушаемости, статус в группе, уровень образования, социальный статус в обществе.

· Групповые: величина группы, степень сплоченности, композиция группы, структура коммуникативных сетей.

· Характер профессиональной деятельности человека: те, кто принимает участие в групповой слаженной деятельности, более склонны к конформизму (оркестранты).

Различают конформизм и конформное поведение (конформность). Конформизм – это механизм, обеспечивающий адаптационные стратегии индивида в социуме. Конформность — подверженность мнению группы. Конформность бывает внешняя, когда мнение принимается, но внутреннего согласия нет и внутренняя, когда индивид усваивает мнение группы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Техника “Втягивание в диалог”.
Определяет меру Вашей инициативы в диалоге. Если Вы будете говорить преимущественно сами, то психологический контакт затрудняется. Обращения к собеседнику должны побуждать его высказываться. Обмен репликами нужно стараться уравновешивать. Как это сделать? Учитывать в начале разговора позитивные интересы собеседника. Ссылаться на людей, ...

Коррекция недостатков мышления
С позиций психологии сознательное усвоение знаний, в первую очередь, зависит от наличия у учеников соответствующей мотивации. Поэтому на уроке во вспомогательной школе важным является, прежде всего, обеспечение познавательной активности каждого ученика. На этапе "приспособления к дефекту" для ее обеспечения используется стремл ...

Развитие креативных способностей учащихся
Важнейшей задачей в развитии творческих способностей учащихся является создание комфортной социально-гуманной среды. Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для творческой работы, раскрывает потенциальные возможности личност ...