Материалы » Потребности как источник развития личности дошкольника » Роль игровой деятельности в воспитании нравственно культурных качеств ребенка

Роль игровой деятельности в воспитании нравственно культурных качеств ребенка
Страница 12

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте появляется коллективная игра, которая дает возможность быстрому развитию и изменению тематики, содержания и структуры игры, что связано с расширением их источников.

Сопоставление выделенных направлений в развитии сюжетно-ролевой игры позволяет определить основные ее уровни (этапы). [10, с.118].

1. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты бытовые. Действия однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослыми. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, ранее использованный в игре.

2. Как и на первом уровне, основное содержание игры – действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становиться правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия). Объединения кратковременны. Основные сюжеты бытовые. Одна и та же игра многократно повторяется. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же – любимые. В игре объединяются 2-3 человека.

3. Основное содержание игры - по-прежнему действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика, характер действий и их направленность определяется ролью. Это становится основным правилом. Игра чаще протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых, яркие общественные явления.

4. Основное содержание игры – отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игры разнообразная; она определяется не только непосредственным, но опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют продолжительное время. В игре четко выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление (игрушек-самоделок). Требование соответствия жизненной логике распространяется не только на действия, но и на все поступки и ролевое поведение участников. Количество вовлеченных в игру увеличивается до 5-6.

Становление сюжетно-ролевой игры у детей раннего и младшего дошкольного возраста и основные направления развития сюжетных игр детей среднего и старшего дошкольного возраста:

- формируются игровые умения;

- складывается способность ставить и решать игровые задачи;

- развивается взаимодействие со сверстниками в совместных играх.

Выделенные этапы не являются прямым следствием возраста. Развитие игры зависит, прежде всего, от условий жизни и воспитания ребёнка, а значит от нас, близких взрослых. Для того чтобы ребёнок умел хорошо играть, и чтобы игра давала действительный развивающий эффект, необходимо учить его играть, и, прежде всего, готовить к принятию игровой роли.

Как научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры?

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13


Типология конфликта. Причины возникновения конфликтов
Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой границы между различными видами не существует и на практике возникают конфликты, которые можно классифицировать в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Так, например, конфликт может быть внутриличностным (между родственными симпатиями и чувством служебного долга р ...

Исследование самооценки больных алкоголизмом
Для наглядности приведем варианты некоторых комплексных видов формирования антиалкогольных установок (кодирования). Парнокомплексное кодирование. Михаилу Н. (43г.) гипнотическим методом проведено внушение отвращения, (кодирование) на слово "водка" (или на запах водки), причем так, что он, услышав его, чувствует тошноту. В до ...

История формирования социально-психологических идей
Развитие социально-психологических идей в русле социально-философских и социологических учений. Истоки данных идей в античной философии и философии Нового времени. Место социально-психологической проблематики в историко-эволюционной социологии XIX века. Социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостояте ...