Общение со сверстниками

Для подростков первостепенное значение приобретает общение со сверстниками. Общаясь со сверстниками, они активно осваивают нормы, цели, социальное поведение. Появляются стремления, с одной стороны, быть такими же, как все, с другой - желание выделится, отличится. В подростковом возрасте появляется страстное желание иметь верного близкого друга, которое существует с лихорадочной сменой приятелей.

Существует два типа подростковых групп. Одни отличаются однополым составом, наличием постоянного лидера, довольно жестко фиксированной ролью каждого члена, его твердым местом на иерархической лестнице внутригрупповых взаимоотношений (подчиняемость одним, помыкание другими). В этих группах есть такие роли, как «адъютант лидера» - физически сильный подросток с невысоким интеллектом, кулаками которого лидер держит группу в повиновении, есть «антилидер», стремящийся занять место лидера, есть «шестерка», которым все помыкают. Нередко такая группа обладает «своей территорией», тщательно оберегаемой от вторжения сверстников из других групп из других групп, в борьбе с которыми. Состав группы довольно стабилен, прием новых членов нередко сопряжен с особыми «испытаниями» или ритуалами. Примкнуть к группе без согласия вожака немыслимо. Обнаруживается склонность к внутригрупповому символизму – условные знаки, свои клички, свои обряды, – например, обряд «братания кровью». Подобные группы обычно образуют только из подростков мужского пола.

Другой тип подростковых групп отличается нечетким распределением ролей, отсутствием постоянного лидера. Состав группы нестабилен. Жизнь такой группы минимально регламентирована, нет каких-либо четких требований необходимых для входа в неё.


Практическое применение
Разработанные в научной школе Семёнова И.Н. рефлексивной психологии и педагогики технологии использования каждого из этих видов в качестве средств культивирования индивидуального, диалогического, полилогического мышления, обеспечивают развитие творческого потенциала личности в условиях как индивидуального самосовершенствования, так и тр ...

Групповая социальная терапия. Методы поведенческой терапии в группе
Социальная групповая работа – это направление практической деятельности, функции которой распространяются на различные сферы человеческой жизнедеятельности – от благосостояния и образования до адаптации и восстановления. Клиентами социальной групповой работы являются индивидуумы, имеющие различную этиологию проблем. Поведенческая терап ...

Современная психология: ее задачи и место в системе наук
В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен - ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образова ...