Материалы » Эффекты социально-психологических тренингов » Применимость результатов социально-психологического тренинга вне тренингового простанства

Применимость результатов социально-психологического тренинга вне тренингового простанства
Страница 1

Поскольку тренинг ставит перед собой задачу воздействия на его участников, естественно, встает вопрос о том, как в дальнейшем скажется (и скажется ли) на участниках опыт СПТ. Практика применения СПТ в различных областях имеет тенденцию к расширению и росту. С учетом отставания теоретической базы СПТ от практики, проблема применимости результатов СПТ в обыденной жизни участников тренинговых групп является, на наш взгляд, социально значимой для современного российского общества.

В силу широкого и быстрого распространения тренинга остро встал целый комплекс этических проблем, чрезвычайно важных и актуальных для данной формы группового движения. Достаточно полно он представлен, например, работе М. Лакина [152], который в блоке этических проблем выделяет проблемы, связанные:

а) с самим процессом тренинга,

б) с организацией группы,

в) с посттренинговым периодом.

Проблемы, связанные с влиянием факторов, проявляющихся в посттренинговом периоде мы рассмотрим несколько позже, когда будем говорить о проблеме применения западных моделей СПТ в России.

А к комплексу этических проблем, связанных с применимостью результатов СПТ добавим проблему индивидуальных особенностей участников тренинга.

Проблема переноса знаний и умении из лаборатории в реальную жизнь, как отмечает А. Уинн, это кардинальная проблема любого прикладного тренинга [52]. По мнению К. Аргириса, именно факт переноса является критерием успешного обретения "межличностной компетентности" [144]. Проблема переноса в той или иной степени затрагивается многими исследователями [29; 87; 88; 127]. В наиболее острой форме этот вопрос дискутируется в области менеджмента. Если в такой, например, области приложения тренинга, как подготовка психотерапевтов, можно говорить о безусловной пользе межличностной компетентности (человек будет успешнее справляться с задачами психотерапевта, если он лучше понимает, как его воспринимают другие люди), то для менеджеров, видимо, это утверждение требует, по крайней мере, существенных оговорок, так как в этом случае необходимо учитывать целый комплекс проблем, вытекающих из специфики деятельности человека в организации. "Проблема заключается в том, что ценности, установки, мотивация, стиль лидерства, приобретенные в результате тренинга, могут существенно расходиться с нормативными представлениями, существующими на этот счет в организации. Даже если это расхождение, не принципиального характера, они все равно могут сохраняться хотя бы потому, что ожидания и требования в организации по отношению к той или иной роли остались прежними, в то время как носитель этой роли изменил их" [52, 144].

Данные о результатах тренинга достаточно противоречивы. Обращает на себя внимание обширный перечень ожидаемых результатов — изменения перцептивные, мотивационные, ценностные, установочные, поведенческие. По справедливому замечанию Дж. Кемпбелла и М. Дюннетт, "организовать все это в единую согласованную систему, определяющую отношения между элементами тренинга и исходами в обучении, действительно трудно" [145].

Следует отметить далеко не однозначное отношение зарубежных психологов к опыту групп СПТ. В качестве примера оппозиции можно сослаться на мнение З.Коха, подвергающего резкой критике "методы гуманистической психологии, как они реализуются в группах тренинга сензитивности (тотальное самораскрытие, естественность, непосредственность и др.)" [52, 144]. Такое поведение, на наш взгляд, обоснованно в ситуации тренинговой группы, где созданы соответствующие условия для самораскрытия и эмоциональной раскрепощенности. Эти состояния помогают участникам группы получить максимальный опыт от переживаемых чувств и их анализа. Но в реальной жизни условия совсем другие и поведение, естественное и поощряемое в группе может быть не принято социальным окружением индивида.

Страницы: 1 2


Виды рекламного психологического воздействия
Основными видами психологического воздействия являются: информирование, убеждение, внушение, побуждение. Информирование – главное ядро рекламного обращения. Реклама должна убедить потребителя в достоинствах товара, то есть показать преимущества и доказать необходимость его для потребителя. С этой целью используется три группы аргумен ...

IQ Методика Айзенка
В настоящее время наиболее широкое распространение получили разработки в области определения IQ Ганса Юргена Айзенка. По Айзенку, фундаментальным базисом интеллектуальных различий является скорость протекания психических процессов. Скорость психических процессов не является фундаментальным показателем интеллекта. Для примера можно пров ...

Прием обращения за помощью.
Помощь со стороны другого человека подразумевает его преимущество в чем-то. Здесь можно вспомнить высказывание французского философа Ларошфуко: " Если вы хотите приобрести врагов, дайте друзьям почувствовать свое превосходство над ними, а если вы хотите приобрести друзей, дайте врагам почувствовать их превосходство над вами." ...