Материалы » Межличностное взаимодействие супругов в условиях семейного конфликта » Основные неконструктивные стереотипы, проявляющиеся в ситуациях семейного конфликта

Основные неконструктивные стереотипы, проявляющиеся в ситуациях семейного конфликта
Страница 12

Отчим Александра Лев больше любил свою родную дочь, сестру Александра Наталью, которая была для него как «свет в окошке» (стереотип пристрастного отношения к «своим» и «чужим»). Александр считал Льва своим отцом, но это разделение во взаимоотношениях помнит и по сей день. Прошедший через опыт запретов со стороны властной бабушки, он стремится к тому, чтобы получить тотальный запрет от окружающих на то, чтобы вообще говорить или заявлять о своих желаниях. Интересно, что склонность подавлять свои желания (стереотип подчинения «сильному») проявилась еще в семье деда Александра, Семена, который вместе со своим сыном Григорием был репрессирован во время сталинского террора.

Таким образом, мы видим, что Анна в своих отношениях с мужем лишь воспроизводит стереотипы пристрастного отношения к «своим» и «чужим», подчинения «сильному», «жертвы» и «ухода», которые проявлялись достаточно отчетливо в семьях ее отца и матери. Опыт отчуждения, который пережили ее родственники, повторяется и в ее собственных отношениях с мужем, и в отношениях ее сына с отцом и отчимом, трансформируясь в разнообразные формы семейных неконструктивных стереотипов взаимодействия.

Подобная картина обнаружена мною в подавляющем большинстве жизненных историй наших испытуемых. На основании анализа данных, полученных психобиографическим методом, мы можем считать обоснованным положение о том, что предпосьшки формирования неконструктивных стереотипов взаимодействия следует искать в семейном или индивидуальном опыте отчуждения. Переживаемые при этом негативные эмоции закрепляются в эмоциональной памяти семьи и передаются из поколения в поколение.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 


Развитие памяти младших школьников с ЗПР как условие полноценного обучения. Научно-теоретические подходы к исследованию проблемы развития детей младшего школьного возраста с ЗПР
Взгляд отечественных психологов и педагогов на психологические проблемы задержки психического развития детей Неуспеваемость, особенно если она проявляется еще в начальных классах, существенно затрудняет овладение ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний ...

Виды идентификации и идентичности
Разные авторы выделяют различные виды идентификации и идентичности, хотя по сути своей эти определения достаточно близки. Рассмотрим некоторые из них. Идентификация коллективистская – возникающая в совместной деятельности форма гуманных отношений, при которой переживания одного из группы предложены другим ее членам как мотивы поведения ...

Словесно-логическое мышление
Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. Для словесно-логического мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (например, стоимость, честност ...