Занятие 1. Тема: "Распознавание и отреагирование чувств".Страница 1
Цель занятия — научиться на практике в группе определять собственные чувства, видеть, как много сходного между членами группы в переживании отрицательных эмоций, и на примере одного из чувств понять, как можно отреагировать это чувство неразрушительным для себя и других образом.
После отчета о самочувствии в настоящий момент (это полезно проводить в начале и в конце занятия, когда видна динамика чувств) можно предложить в письменной форме выполнить следующее упражнение, а затем обсудить ответы каждого из участников группы. Очень часто как зависимые, так и созависимые испытывают страх. Страх — это выученная эмоция. Следовательно, путем нового обучения можно обуздать его.
Упражнение:
1. Перечислите 1 -2 из своих страхов, с которыми Вы сталкивались сегодня
2. Как эти страхи ограничивали Вашу жизнь сегодня?
3. Что Вы можете сделать, чтобы уменьшить свои страхи?
При обсуждении ответов на вопросы можно подвести участников группы к более глубокому осмыслению страха через другие чувства. Страх — это чувство беспомощности, тревоги, беспокойства, ужаса, вызванное ожиданием опасности, боли, несчастья.
Что мы можем делать со своими страхами? Здесь суммируется опыт участников группы. В резюме такого рода можно включить следующее.
1. Мы можем выбросить из своего лексикона негативные слова и фразы типа "Я ничего не могу поделать с собой ."
2. Изучать программу 12 шагов
3. Сбалансировать свою жизнь
4. Расширить зону комфорта, идя на риск
5. Упражняться в технике расслабления.
Список можно продолжить. Затем сделать упражнение на расслабление. Послушать в конце занятия отчет о самочувствии каждого участника группы.
Если есть желание у членов группы, то на других занятиях можно поработать аналогичным образом с другими эмоциями — гневом, стыдом, либо с такой реакцией на чувства, как слезливость. Упражнения может составить либо сам психолог, либо позаимствовать их из литературы.
Из нашей практики мы рекомендуем в конце каждого занятия давать домашнее задание. Оно способствует углублению самопознания и реализации неприятных эмоций, на смену которым приходят положительные чувства.
Участникам были розданы листки с текстом: "Оценим свой образ мыслей".
Оценим свой образ мыслей
1. никогда со мной так не бывало;
2. редко так со мной бывало;
3. часто так со мной бывает;
4. всегда так бывает
Поставьте ту цифру напротив вопроса, которая соответствует Вашему мнению:
Я боюсь позволить другим людям узнать меня поближе.
Я боюсь неожиданностей.
Я ищу недостатки вместо преимуществ в большинстве ситуаций.
Я чувствую, что недостойна любви.
Я чувствую себя хуже других людей.
У меня есть склонность к постоянному труду, перееданию, азартным играм, употреблению алкоголя или других опьяняющих средств.
Я мало забочусь о себе, предпочитая заботиться о других.
Я не могу избавиться от переполняющих меня чувств, идущих из прошлого, таких, как гнев, страх, стыд, печаль.
Я добиваюсь похвалы и признания, делая людям приятное, стремясь к совершенству и сверхдостижениям.
Я слишком серьезна и мне трудно поиграть, подурачиться.
У меня появились проблемы со здоровьем из-за постоянных волнений, стрессов.
У меня сильно выражена потребность контролировать других, диктовать им свою волю.
Я испытываю трудности в выражении своих чувств.
Успеть за 40 секунд
Время проведения: 3 мин
За 40 секунд постарайтесь запомнить 20 предлагаемых слов и их порядковые номера. Закройте текст, на листке бумаги напишите слова с их порядковыми номерами.
1. Украинец 11. Масло
2. Экономика 12. Бумага
3. Каша 13. Пирожное
4. Татуировка 14. Логика
5. Нейтрон 15. Стандарт
6. Любовь 16. Глагол
7. Ножницы 1 ...
Самосознание и Я-концепция. Самосознание и его место в
психической организации жизни человека
Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.И. Чесноковой, В.В. Столина, А.Г. Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован воп ...
Литературный обзор. Воля, её
проявления и волевая готовность спортсмена
воля Необходимо остановиться на понятии "воля". Это нужно тем более, что до сих пор, несмотря на значительные успехи в разработке вопросов воли и общих её методических основ, нет единого взгляда на её природу.
Проблема воли является не только одной из сложнейших, но и, как считал А.С. Макаренко, значимой проблемой в процессе ...