Материалы » Особенности эмоциональной сферы больных алкоголизмом » Занятие 1. Тема: "Распознавание и отреагирование чувств".

Занятие 1. Тема: "Распознавание и отреагирование чувств".
Страница 1

Цель занятия — научиться на практике в группе определять собственные чувства, видеть, как много сходного между членами группы в переживании отрицательных эмоций, и на примере одного из чувств понять, как можно отреагировать это чувство неразрушительным для себя и других образом.

После отчета о самочувствии в настоящий момент (это полезно проводить в начале и в конце занятия, когда видна динамика чувств) можно предложить в письменной форме выполнить следующее упражнение, а затем обсудить ответы каждого из участников группы. Очень часто как зависимые, так и созависимые испытывают страх. Страх — это выученная эмоция. Следовательно, путем нового обучения можно обуздать его.

Упражнение:

1. Перечислите 1 -2 из своих страхов, с которыми Вы сталкивались сегодня

2. Как эти страхи ограничивали Вашу жизнь сегодня?

3. Что Вы можете сделать, чтобы уменьшить свои страхи?

При обсуждении ответов на вопросы можно подвести участников группы к более глубокому осмыслению страха через другие чувства. Страх — это чувство беспомощности, тревоги, беспокойства, ужаса, вызванное ожиданием опасности, боли, несчастья.

Что мы можем делать со своими страхами? Здесь суммируется опыт участников группы. В резюме такого рода можно включить следующее.

1. Мы можем выбросить из своего лексикона негативные слова и фразы типа "Я ничего не могу поделать с собой ."

2. Изучать программу 12 шагов

3. Сбалансировать свою жизнь

4. Расширить зону комфорта, идя на риск

5. Упражняться в технике расслабления.

Список можно продолжить. Затем сделать упражнение на расслабление. Послушать в конце занятия отчет о самочувствии каждого участника группы.

Если есть желание у членов группы, то на других занятиях можно поработать аналогичным образом с другими эмоциями — гневом, стыдом, либо с такой реакцией на чувства, как слезливость. Упражнения может составить либо сам психолог, либо позаимствовать их из литературы.

Из нашей практики мы рекомендуем в конце каждого занятия давать домашнее задание. Оно способствует углублению самопознания и реализации неприятных эмоций, на смену которым приходят положительные чувства.

Участникам были розданы листки с текстом: "Оценим свой образ мыслей".

Оценим свой образ мыслей

1. никогда со мной так не бывало;

2. редко так со мной бывало;

3. часто так со мной бывает;

4. всегда так бывает

Поставьте ту цифру напротив вопроса, которая соответствует Вашему мнению:

Я боюсь позволить другим людям узнать меня поближе.

Я боюсь неожиданностей.

Я ищу недостатки вместо преимуществ в большинстве ситуаций.

Я чувствую, что недостойна любви.

Я чувствую себя хуже других людей.

У меня есть склонность к постоянному труду, перееданию, азартным играм, употреблению алкоголя или других опьяняющих средств.

Я мало забочусь о себе, предпочитая заботиться о других.

Я не могу избавиться от переполняющих меня чувств, идущих из прошлого, таких, как гнев, страх, стыд, печаль.

Я добиваюсь похвалы и признания, делая людям приятное, стремясь к совершенству и сверхдостижениям.

Я слишком серьезна и мне трудно поиграть, подурачиться.

У меня появились проблемы со здоровьем из-за постоянных волнений, стрессов.

У меня сильно выражена потребность контролировать других, диктовать им свою волю.

Я испытываю трудности в выражении своих чувств.

Страницы: 1 2


Совесть
Вопрос о связи эмоциональных переживаний и системы актуальных потребностей человека на самом деле не такой простой, каким может показаться на первый взгляд. С одной стороны, простейшие виды эмоциональных переживаний вряд ли обладают для человека выраженной мотивирующей силой [6].Они или непосредственно не влияют на поведение, не делают ...

Формирование потребности в процессе становления личности
Развитие личности в процессе ее становления проходит гетерохронно и циклично. Гетерохронность в развитии личности состоит в том, что отдельные компоненты структуры личности, такие как эмоции, потребности и сознание, в течение жизненного пути развиваются не все одновременно, синхронно, а либо с опережением, либо с запозданием относительн ...

Психологическая дезадаптация при межкультурных контактах
«Ключевой категорией, позволяющей выразить специфику осуществления адаптивной деятельности людей, является понятие «культура» . Адаптивная функция культуры непосредственно, логически выводится из самого определения культуры как способа человеческой деятельности, ибо сам феномен деятельности (в том числе и человеческой) имеет исходную ад ...