Анализ результатов исследования
Страница 3

Алкогольнозависимые, для которых после психокоррекции главными ценностями жизни становились преимущественно внедеятельностные понимаемые ценности, имели самый меньший успех в оздоровлении. Ценностью становилась в этом случае понимание и оценка личностью себя как волевой, состоявшейся личности, способной не потреблять алкоголь. Это понимание и оценка преимущественно формировалась за счёт окружающей среды (семья, дети, родственники, коллеги по работе и т.д.). Вначале эту ценность личность имела для других людей, но затем принимала ценность для себя. Именно поэтому эта ценность была преимущественно понимаемой. Личность концентрировалась на достижении цели - жить (выживать) трезвым, ответственным, нужным и т. п. Благодаря этому имело место противостояние антиалкогольной установки деструктивным установкам алкогольной личности. Личность в этом случае может испытывать негативные переживания, но благодаря страху умереть после потребления алкоголя, чувству ответственности перед родственниками, оплатившими дорогое лечение, ответственности, основанном на осознании необходимости себе и другим, своему горькому прошлому и т. п., иметь на некоторое время установку на трезвость. Такая алкогольнозависимая личность не могла жить долгое время внедеятельностной понимаемой ценностью. Поэтому эта ценность, в конечном счете, приводила к утрате привлекательности жизни и, как следствие, к потреблению алкоголя.

Кирилл Ф. (29л.) После лечения от алкоголизма у меня появился зверский аппетит. Думал, что всё пройдёт, но вот уже как два года, а я всё время думаю только о еде. Люблю готовить. Друзья и знакомые называют меня гурманом. Если я голоден, то в голове у меня только мысли о еде, мне чудятся какие-то прекрасные запахи, желудок начинает урчать, во рту появляются обильные слюни. Я ни о чём не могу думать. Могу есть где угодно и когда угодно. Могу, не постеснявшись попросить еды у незнакомых мне людей. Для меня больше удовольствие доставляет не только потребление пищи, но и её приготовление. Всё это для меня единый приятный процесс. Всегда с собой чего-нибудь ношу поесть. Знали бы вы, какое настроение мне приносит процесс потребления пищи. Порой закрываю глаза и мне ничего не надо, вот так бы есть и есть всю жизнь. Красиво накрытый стол, красиво уложенные блюда - вот мои сны и фантазии.

Психолог должен доказать и показать больному, что любые альтернативные мании также приводят к выработке организмом алкоголя или эндорфинов, что по сути своей взамен алко - или наркомании должны прийти безвредные мании: любовная мания, книгомания, Богомания, непатологическая мания тщеславия и самоактуализации и другие мании (см. ниже рисунок), способствующие духовной и творческой деятельности:

[16, с. 243]

Алкогольнозависимого знакомят с таблицей, в которой представлены мании-деятельности и соответствующие им «количество наркотика», якобы вырабатываемого в процессе этой деятельности. В процессе психокоррекционной работы и по своим ощущениям личность сама находит компенсирующие альтернативные мании. Таким образом, личность для себя остаётся зависимой, но уже от других маний. Она убеждена, что по-прежнему потребляет алкоголь, только иным способом. Благодаря этому исчезают страхи и депрессии, которые обычно бывают при традиционных подходах, т. е. быстром погружении личности в реальный мир. Именно это способствует постепенному переходу в реальный мир. На постепенности, как на одном из важных условии успешной психокоррекции личности, мы делаем акцент. По сути своей этот процесс аналогичен процессу обучения детей взрослой деятельности через детские игры. Он позволяет преодолеть барьер, препятствующий более успешному обучению. Практика показывает, что личности прошедшие через все деятельности жизни, как некие игры, всегда имели больший творческий успех.

Страницы: 1 2 3 


Устранение нежелательных эмоциональных состояний
К. Изард отмечает три способа устранения нежелательного эмоционального состояния: 1) посредством другой эмоции; 2) когнитивная регуляция; 3) моторная регуляция. Первый способ регуляции предполагает сознательные усилия, направленные на активацию другой эмоции, противоположной той, которую человек переживает и хочет устранить. Второй ...

Особенности развития памяти у детей с ЗПР
Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с задержкой психического развития при обучении в школе. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной ан ...

Критический анализ и модификация методики А.Н. Леонтьева
С методологической точки зрения работа А.Н. Леонтьева хоть и представляет собой тщательно разработанное исследование, но, разумеется, не являет собой совершенную методику. Можно выделить ряд особенностей этой классической работы, которые ставят под сомнение качество получаемых результатов и самого метода А.Н. Леонтьева. Так, Р. Ван дер ...