Введение
Страница 1

В настоящее время все большее внимание уделяется целостному подходу к. проблеме алкоголизма. Наряду с необходимостью развития клинико-биологического представления об алкоголизме особое значение приобретает изучение психологических, в первую очередь, личностных факторов, играющих важную роль в этиопатогенезе алкоголизма и выступающих в качестве основы для создания лечебно-реабилитационных программ. Психологическая модель алкоголизма при этом расширяет границы традиционного клинического подхода к проблеме, дополняя его структурно-динамическими представлениями о личности больного.

Существующие психологические концепции алкоголизма (Братусь Б.С., 1974, 1987; СурновК.Г., 1982; Завьялов В.Ю., 1986,1988; Немчин Т.А., Цыцарев СВ., 1989; Оливейра Перейра Ф. М., 1989; Шаткуте Р.И., 1990) вносят весомый вклад в понимание проблемы "личность и алкоголизм", однако не могут охватить всего круга вопросов и задач, возникающих в процессе лечебных и реабилитационных мероприятий. Вне поля зрения авторов остается взаимоотношение "личность и болезнь", которое позволяет рассматривать больного не только в качестве объекта клинического наблюдения, но и как субъекта в той или иной степени осознающим самого себя, свою болезнь и свое место в окружающей действительности.

Приступая к изучению личности больного алкоголизмом, мы неизбежно сталкиваемся с проблемой ее самосознания. Исследование личности - без изучения самосознания не обосновано, так как эти понятия неразрывны в своем единстве. С.Л. Рубинштейн отмечал, что "в плане психологического изучения' личности встает вопрос о ее самосознании, о личности как "Я", которое в качестве субъекта присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него, дела и поступки и сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве их автора. Проблема психологического изучения личности не заканчивается на изучении психических свойств личности, она завершается раскрытием самосознания личности" (1946, с. 677).

Перспективный путь изучения самосознания личности наметил В.Н. Мясищев (1960), разрабатывая такое фундаментальное понятие как отношение, В.Н. Мясищев определяет личность как систему отношений индивида с окружающей средой и выделяет основные классы или подсистемы отношений: отношение к миру явлений и предметов, отношение к другим людям, отношение к себе. Следует подчеркнуть, особое значение такой характеристики как отношение к себе, на которое указывают многие авторы - (Чамата П.Р., 1960; Ананьев В.Г.,1968; Савонько Е.И.,1969; Ядов В.А. 1975; Чеснокова В.И. ,1977; Кон И. С, 1978; 1981; СтоЛин В. В., 1983). Формируясь в процессе деятельности, познания и общения, становясь все более точным и реалистичным, отношение к себе выступает как образующая самосознания, как важный внутренний фактор формирования полноценности функционирования личности, обеспечивающей ее ценностность и единство.

Особый интерес представляют исследования, направленные на изучение самосознания личности с психологическими аномалиями или, нарушениями самосознания. С помощью подобных исследований можно: вплотную подойти к уяснению роли самосознания в способности к адекватному самовосприятию, реалистичному отражению действительности, адаптационных возможностях, способностях к решению жизненных задач.

Проблема самосознания личности в условиях болезни является наиболее сложной и одним из приемов его изучения является изучение внутренней картины болезни. В.Н. Мясищев (1972) рассматривал выделение понятия внутренней картины болезни (ВКБ) как практическое и теоретическое доказательство роли сознания болезни в ее течении. ВКБ в современных психологических исследованиях рассматривается также в контексте психологической проблемы изменений самосознания.

Страницы: 1 2


Темперамент и стиль деятельности личности
Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, в движениях – они проявляются и в умственной сфере, в области побуждений и интересов, а также в общении. Особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераменту – эт ...

Общее представление о подростковом возрасте
Подростковый возраст или отрочество – это период жизни человека от детства до юности (от 11-12 лет до 14-15 лет). Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Дубровина И.В. связ ...

Что это такое?
Время проведения: 10 мин Проявите свои креативные способности. Придумайте 3-5 различных вариантов описания того, что изображено на рисунке. ...