Стрессе и стрессорностьСтраница 2
Соглашаясь с этим и признавая условность разделения физиологического и психологического стресса, в изложении мы должны будем анализировать в основном примеры, в которых большее значение имеют психические компоненты стресса. Поэтому, хотя и предполагается применять обозначение "психический стресс", но с учётом отмеченного выше.
В психическом стрессе предстоящая ситуация воспринимается с учётом накопленного опыта как угроза, как потенциальная трудность. Это проходит при участии лимбической системы головного мозга, связанной с сенсорными и моторными зонами коры. Воспроизведение такой информации опосредовано путями, соединяющими отделы лимбической системы с гиппокампом и средним мозгом. Отсюда сигналы через таламические ядра возвращаются к ассоциативным зонам. В зависимости от предстоящей ситуации высшими отделами нервной системы формируется эмоциональная реакция, которая в крайних своих проявлениях (гнев или страх) способствует соответственно крайнему поведению (нападение или бегство). Однако такое поведение может быть и задержано, если оно оценено сознанием как нецелесообразное.
Возникновение эмоции активизирует деятельность гипоталамуса, координирующего вегетативные, гормональные и моторные механизмы выражения эмоций. Отсюда входящие сигналы активизируют высшие отделы нервной системы. Отсюда же нисходящие импульсы усиливают деятельность симпатических и парасимпатических отделов вегетативной нервной системы. Уже в этом случае усиливается секреция адреналина или норадреналина. Другой путь влияния гипоталамуса на эндокринные функции лежит через гипофиз.
Понимание роли эмоций как запускающего фактора в образовании последующей цепи сменяющих друг друга состояний позволило академику П.К. Анохину ещё в 1965 г. подчеркнуть исключительную важность изучения всех переходов, всей гаммы эмоций: от нормальной поведенческой до фиксированной патологической. [2].
Различные эмоциональные состояния поддаются физиологической дифференции. Симптомы, сопровождающие повышение уровня бодрствования и симпатоадреналовую активизацию (движение к полюсу эмоции "гнева" и поведенческим проявлениям "нападения") обозначают термином "эрготропный синдром", выражающий готовность организма к действию с интенсификацией катабологических процессов. [7].
Противопожарностью эрготропного синдрома является "трофотропный синдром", характеризующийся снижением уровня бодрствования с парасимпатической активацией и с тенденцией к парасимпатическим обменным сдвигам (движение к полюсу эмоции "страха" и поведенческим состояниям обороны "бегства").
Таким образом, внешние проявления этих изменений выражаются стремлением либо к полюсу возбуждения, либо к заторможенности. Всегда - либо "плюс", либо "минус".
Однако, хотя эмоции обуславливают физиологические эффекты и энергию активности, но они сами по себе ещё не определяют действий взрослого человека в какой-либо ситуации, так как переживания данного момента интегрируются в целостное поведение на базе опыта. Особая роль в этом принадлежит лобным долям головного мозга.
Практически важно отметить тенденцию отвечать на сходные стрессовые ситуации одинаковыми и характерными реакциями: однообразие подтверждено и физически. Объяснение такого относительного постоянства - выработавшаяся в процессе индивидуального развития система психологических механизмов (в том числе мотивов). Без анализа индивидуальных систем невозможно ни понимание деятельности спортсмена в экстремальных условиях, ни прогноз его поведения, ни тем более обоснованное вмешательство.
Цели и принципы профконсультационной деятельности.
Виды профконсультаций
Профессиональное консультирование является основной составляющей профориентационной работы, обеспечивающей оказание помощи личности а профессиональном самоопределении, формировании и дальнейшем развитии профессиональной карьеры.
Профессиональное консультирование проводится в целях:
· оказания помощи в принятии решения о выборе или пер ...
Характеристика применяемых диагностических методик
Для выявления особенностей протекания идентификации использовались следующие методики: проективный тест «Рисунок человека» Сидни Леви и опросник А.И. Захарова «Идентификация детей с родителями» [прил.1]. У техники анализа рисунков нет достаточной экспериментальной валидизации, она нередко дает двусмысленную информацию. Однако анализ рис ...
Оперантное поведение
Б. Скиннер ввел в экспериментальную зоопсихологию методы изучения спонтанного поведения животных. Их суть сводится к тому, что животному позволяется совершать произвольные действия, а оператор, изменяя тактику подкрепления, пытается управлять поведением исследуемой особи. Для обозначения спонтанного поведения животного, которое происход ...

