Поведение толпы

В поведении толпы проявляются как идеологические влияния, с помощью которых готовятся определенные действия, так и изменения в психических состояниях, происходящие под воздействием каких либо конкретных событий.

Совместные чувства, воля, настроение оказываются эмоционально и идеологически окрашенными и многократно усиленными.

Обстановка массовой истерии служит фоном, на котором развертывается не редко самые трагические действия.

Одним из видов поведения толпы является паника. Паника – это эмоциональное состояние, возникающие как следствие либо дефицита информации, о какой-то пугающей или не понятной ситуации, либо ее чрезмерного избытка и проявляющиеся в импульсивных действиях.

Факторы, способные вызвать панику, многообразны. Их природа может быть физиологической, психологической и социально – психологической. Известны случаи возникновения паники в повседневной жизни как следствие катастроф и стихийных бедствий. При панике людьми движет безотчетный страх. Они утрачивают самообладание, солидарность, мечутся и не видят выхода из ситуации.

Факторы, особо сильно влияющие на поведение толпы следующие:

Суеверие – внутренние ложное мнение, возникающие под влиянием страха, пережитого человеком. В прочем может иметь место суеверный страх, причины которого не осознаются. Многие суеверия связаны с верой во что либо. Им подвержены самые разные люди, вне зависимости от уровня образования и культуры. По большей своей части суеверия основаны на страхе, и оно многократно усиливается в толпе.

Иллюзия – разновидность ложного знания, закрепившегося в общественном мнении. Она может быть результатом обмана органа чувств. В данном же контексте речь идет об иллюзия, относящихся к восприятию социальной действительности. Социальная иллюзия – своего рода подобие реальности, создаваемое в воображении человека, в замен подлинного знания, которое он почему то не приемлет. В конечном счете, основа иллюзии – незнание, которое может дать самые неожиданные и не желательные эффекты, когда проявляется в толпе.

Предрассудки – ложное знание, превратившееся в предубеждение. Предрассудки активны, агрессивны, напористы, отчаянно сопротивляются подлинному знанию. Это сопротивление до такой степени слепо, что толпа не приемлет никаких аргументов, противоречащих предрассудку.

Психологическая природа предрассудков состоит в том, что память человека запечатлеет не просто мнение (знание), она сохраняет и сопровождающие это знание чувства, эмоции, отношение. Вследствие этого память весьма изобретательна. Факты и события, противоречащие определенному мнению, не всегда анализируются на уровне сознания. И конечно они отбрасываются под влиянием эмоций, которые обычно переполняют и захлестывают толпу.

В случаях, когда распространенные стереотипы общественного мнения перенасыщаются эмоциями, возможно возникновение массового психоза, во время которого люди способны совершать самые безрассудные поступки, перестают отдавать себе отчет во всех последствиях своих действий. Факторы, способные впечатлить толпу всегда обращаются к ее чувствам, а не к рассудку.


Имаго – метод
Имаго – метод (от лат. «imago» – образ) – метод тренировки клиента в воспроизведении определенного комплекса характерных образов с коррекционной целью. Метод предложен в 1966 г. И.Е. Вольпертом. Относится к группе методов коррекции, в основе которых лежит научение адекватному реагированию в трудных жизненных ситуациях, расширение коммун ...

Большие и малые группы. Проблемы группы в социальной психологии
Проблемы группы – один из важнейших вопросов социальной психологии и социологии. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, формируется в пересечении этих групп, находится под их влиянием, занимает в них определенное место, оказывается, включен в систему норм, взглядов представлений р ...

Расстройства эмоций
Эмоции – это "интегральное выражение измененного тонуса нервно-психической деятельности, отражающееся на всех сторонах психики и организации человека". В. Н. Мясищев предлагает следующую классификацию эмоций: эмоциональные реакции, которые являются ответными переживаниями на стимулы, их вызвавшие; эмоциональные состояния, ко ...