Материалы » Гендерные особенности проявлений агрессивности личности у подростков » Гендерные особенности уровня и проявлений агрессивности Личности. Проблема агрессивности и ее решение в психологической науке

Гендерные особенности уровня и проявлений агрессивности Личности. Проблема агрессивности и ее решение в психологической науке
Страница 2

С позиции аналитической психологии К. Юнга, проблема агрессии и агрессивности представляется как психическая энергия, которая может проявляться в форме сексуальности. Или же можно сказать, что психическая энергия проявляется агрессией, имеющей различные формы и векторы, в том числе и либидиозную. Агрессивность как психическая энергия имеет свои филогенетические и онтогенетические корни, которые проявляются как в личном, так и коллективном бессознательном. Однако, с позиции индивидуальной психологии А. Адлера главный источник поведения агрессии лежит в мощном стремлении к достижению превосходства и совершенства, которое развивается у человека в ответ на свою неприспособленность в природе как биологического существа и неполноценности отдельных своих органов. [21, С. 84].

Одним из подходов к пониманию сущности человеческой агрессивности является антропоэкологический подход. Агрессия и агрессивность, зло и насилие, война и разрушения и т.д. и т.п. всеми исследователями человека бесспорно относятся к негативным, аномальным, не желательным явлениям. Однако уже много тысяч лет эти явления сохраняются на всех этапах естественного отбора и, так называемой, геннокультурной эволюции вида Homo Sapiens. Естественно предположить, что агрессивность и агрессивное поведение, возникшие на определенных этапах эволюции, имеют эволюционный смысл.

Одна из точек зрения в современной психологии рассматривает агрессивность как относительно устойчивую черту личности. Уровень агрессивности, будучи биологически детерминированным, в человеческой среде подвергается определенным видоизменениям и определяется как степенью социализации, так и этнокультуральными нормами, требованиями, установками.

Агрессивность человека проявляется как в животно–биологической форме на уровне индивида (убийства) или коллектива (конфликты, войны), так и в социализированной форме, проявляясь в социально–психологических и других взаимоотношениях людей (притеснения, давления, ограничения, угрозы, пренебрежение и т.д.).

Хекхаузен Х. показал, что агрессия находится под безусловным контролем социальных норм и функций. Культура формирует и задает норму, которая определяет тип и частоту агрессивных форм поведения. Этот факт подтверждается наблюдениями за детьми, которые до возраста 10 – 11 лет, фактически, остаются «вне культуры» и проявляют одинаковые формы и частоту агрессивного поведения. Любая культура декларирует и санкционирует свои специфические нормы и критерии, тем самым, предопределяя, что можно разрешать, что запрещать и что поощрять. [4, С. 83].

В бытовом, обыденном понимании слово «агрессия» означает действие, направленное на нарушение физической и психической целостности человека (или группы людей), ведущее к уничтожению; как причинение материального ущерба. Как видно из такого понимания, основным содержанием его является антисоциальный оттенок. По форме агрессивные действия могут быть самыми разными. Это и детские шалости и игры, это и подростковые драки и конфликты; сюда же относятся столкновения у взрослых – войны, убийства, оскорбления, насилия и изнасилования, терроризм и апартеид. Мотивационно–психологический анализ форм деятельности человека, в том числе и агрессивного, показывает, что они отличны по генезу, но всегда обусловлены той или иной ситуацией, имея с ней сложную мотивационно–причинную связь. Как подчеркивает Хекхаузен Х. «когда речь идет об агрессивных действиях, выяснение условий их совершения представляет собой особо сложную задачу». Проявляя агрессию, человек, как правило, не просто реагирует на какое–либо обстоятельство среды и ситуации, но оказывается включенным в сложную предысторию развития событий, что заставляет его оценить намерения других людей и последствия собственных поступков.

Страницы: 1 2 3 4 5


Межличностные отношения и уверенность на работе
«Какие еще межличностные отношения могут быть на работе? Работа есть работа. Нужно делом заниматься, а не ерундой». Эти или подобные слова часто можно слышать от «жестких», «деловых» руководителей – и в чем-то с ними нужно согласиться. На работе действительно нужно заниматься делом. Но невозможно заниматься делом долго и продуктивно – и ...

Забавные фигуры
Время проведения: 3 мин Поменяй местами фигуры, передвигаясь вперёд на одно или через одно место; возвращаться обратно нельзя. Начинай с треугольников, всего 8 ходов. ...

Связь эмоций с особенностями жизнедеятельности
Люди, как личности, в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных (стенических) или отрицательных (астенических) эмоций. Но более всего эмоциональная сфера развитых личностей различается ...