Материалы » Детство человека и животного » "Воришки" и "консерваторы" в животном и человеческом мире

"Воришки" и "консерваторы" в животном и человеческом мире

К огорчению родителей, их совсем маленькие, все имеющие дети вдруг попадаются на воровстве. Причем крадут не что-то им нужное, а для других не существенное, а именно то, что красть нельзя, и именно там, где им этого делать никак не следовало. Детские психологи давно поняли, что это не беда, что красть запретное детям очень хочется. Ребенку хочется украсть именно потому, что он прекрасно знает, что это запретно.

Для этологов в этом плане нет ничего особенного: программа воровства есть у многих животных. В трудных условиях оно помогает выжить, особенно если животное оказалось на дне иерархической пирамиды в группе и его к пище не подпускают более сильные сородичи. У сытного животного воровство проявляется в виде игры. Живущие в достатке городские вороны могут подолгу крутиться вокруг собаки, пока не украдут из-под носа припрятанную кость. Ручные вороны крадут и прячут все подряд. Этот инстинкт этологи назвали клептоманией.

Чайки - клептоманы, но, когда дел много, они воруют и отнимают редко. Среди птиц есть подлинные клепто-паразиты, например, некоторые поморники, у которых на основе воровской программы развился особый образ жизни. Поморник терпеливо ждет, когда какая-нибудь птица поймает рыбу, а затем преследует ее, пока не отнимет.

У человеческих детей клептомания врожденная и пока носит форму игры. Они не воры во взрослом понимании этого порока, но кое-кто может им стать. Иногда встречаются люди, у которых клептомания - болезнь.

Животные очень консервативны. У них огромная потребность жить в бесконечно повторяющемся мире, где царит раз и навсегда заведенный порядок, который не всегда удобный и иногда даже нелепый. Они ходят по одной и той же дороге, осматривают одни и те же кормные места, отдыхают в одном и том же месте, останавливаются у одних и тех же предметов.

Среди людей навязчивая склонность к излишнему порядку и строгому соблюдению ритуала проявляется у детей. В возрасте 2 - 4 лет ребенок требует, чтобы все лежало на определенных местах, чтобы кормление и одевание происходили по неизменному порядку, чтобы взрослый держал книгу определенным образом, по много раз читал одну и ту же сказку, ставил один и тот же мультфильм и т.д. [3]

Разгадку такого поведения дал К. Лоренц. Мозг, не способный безошибочно разбираться в причинно - следственных связях между событиями, не должен пользоваться результатами их анализа, потому что, приняв следствие за причину, можно жестоко поплатиться. Лучше эти события воспринимать как единое целое, запоминать комбинации, оказавшиеся успешными или безопасными, и стремиться их повторять. Например, если на этой поляне вчера поймал зайца, то и сегодня надо искать его там же.


Развитие креативных способностей учащихся
Важнейшей задачей в развитии творческих способностей учащихся является создание комфортной социально-гуманной среды. Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для творческой работы, раскрывает потенциальные возможности личност ...

Характеристика выборки и методов исследования
В исследовании принимали участие 30 человек (15 мальчиков, 15девочек) от 12-14 лет 29 гимназии г. Харькова. Для решения поставленных задач, были использованы следующие методики: Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова) Направлена на диагностику рассогласования, дезинтегра ...

Образование стресса в результате расхождения образов «Я»
Кац и Зиглер пытались также выяснить, существует ли зависимость между сильным расхождением в образах Я и психическими нарушениями. Они провели сопоставительное исследование в школах с раздельным обучением нормальных детей и детей с эмоциональными нарушениями и пришли к выводу, что у последних идеальное Я меньше отличается от реального. ...