Материалы » Влияние родительского контроля на нравственную сферу детей старшего дошкольного возраста » Теоретические основы проблемы влияния родительского контроля на нравственную сферу детей старшего дошкольного возраста. Основные подходы к изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной пс

Теоретические основы проблемы влияния родительского контроля на нравственную сферу детей старшего дошкольного возраста. Основные подходы к изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной пс
Страница 3

- проявление сдержанности в ситуациях, когда человек негативно реагирует на нравственно значимые для него события;

- возникновение нравственного конфликта как следствия осознания нравственной несостоятельности отдельных взглядов, поступков, действий.

Таким образом, взгляды на проблему нравственного развития отечественных психологов опираются на представление о том, что оно не является изолированным процессом, а органично включено в целостное психическое и социальное развитие личности.

Нравственному сознанию, как и сознанию в целом, присущ ряд общих функций: познавательная, оценочная, регулятивная и другие. [11] Познавательная функция предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, помогают сформировать модель нравственного поведения. Оценочная функция оценивает с позиции добра и зла освоения человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества. Регулятивная функция регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, норм-ограничений, а также норм-образцов.

Важнейшей особенностью нравственности является финальность нравственных ценностей и императивность нравственных регулятивов. Это значит, что принципы нравственности самоценны. «Зачем нам стремиться к нравственным ценностям?», «Почему мы должны соблюдать нормы нравственности?» — нельзя ответить иначе, как признать, что цель, ради которой мы следуем нравственным принципам, состоит в том, чтобы следовать им. Здесь нет тавтологии. Следование нравственным принципам — это самоцель, т. е. высшая, «финальная» цель, и нет никаких других целей, которые мы хотели бы достичь, следуя им. [11]

Дошкольный возраст характеризуется как возраст, в котором происходит «утеря непосредственности», возраст интенсивного освоения детьми культурных норм, различных культурно-опосредствованных способов деятельности и поведения (Выготский Л.С., 1984; Леонтьев А.Н., 1983; Эльконин Д.Б., 2004), которые становятся своеобразной системой мер, эталонов, ценностей (Запорожец А.В., 1986). Вместе с тем регуляция деятельности и поведения культурно-выработанными нормами, правилами и требованиями зависит не только от того, знает ли их ребенок, но и от того, как ребенок к ним относится (Запорожец А.В., 1986; Леонтьев А.Н., 1983; Смирнова Е.О., 1998; Субботский Е.В., 1983 и др.).

Страницы: 1 2 3 


Описание диагностической процедуры
Диагностика проводилась в период с 1.05 по 8.05.2007 года с 14 до 16 часов каждый день. Участники были замотивированы гарантией конфиденциальности и сообщением результатов. Отклонения, допущенные при сборе данных: цвета карандашей не были стандартизованы. ...

Теории личности и практика консультирования
Важность теории в психологическом консультировании, как и в других областях психологической практики, трудно переоценить. Р.Кочунас утверждает, что попытка квалифицированно помочь другому человеку в разрешении его проблем без опоры на систему теоретических воззрений, подобна полету без ориентиров. Теория помогает консультанту формулиров ...

Исследование межличностных отношений и групповых процессов
Источник: Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Учебное пособие / Под. общ. ред. В.А. Бодрова. – М.: ПЕР СЭ. 2003, с.701-762 МЕТОДИКА 13.1. «ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Т. ЛИРИ». Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений суб ...