Материалы » Влияние родительского контроля на нравственную сферу детей старшего дошкольного возраста » Теоретические основы проблемы влияния родительского контроля на нравственную сферу детей старшего дошкольного возраста. Основные подходы к изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной пс

Теоретические основы проблемы влияния родительского контроля на нравственную сферу детей старшего дошкольного возраста. Основные подходы к изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной пс
Страница 3

- проявление сдержанности в ситуациях, когда человек негативно реагирует на нравственно значимые для него события;

- возникновение нравственного конфликта как следствия осознания нравственной несостоятельности отдельных взглядов, поступков, действий.

Таким образом, взгляды на проблему нравственного развития отечественных психологов опираются на представление о том, что оно не является изолированным процессом, а органично включено в целостное психическое и социальное развитие личности.

Нравственному сознанию, как и сознанию в целом, присущ ряд общих функций: познавательная, оценочная, регулятивная и другие. [11] Познавательная функция предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, помогают сформировать модель нравственного поведения. Оценочная функция оценивает с позиции добра и зла освоения человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества. Регулятивная функция регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, норм-ограничений, а также норм-образцов.

Важнейшей особенностью нравственности является финальность нравственных ценностей и императивность нравственных регулятивов. Это значит, что принципы нравственности самоценны. «Зачем нам стремиться к нравственным ценностям?», «Почему мы должны соблюдать нормы нравственности?» — нельзя ответить иначе, как признать, что цель, ради которой мы следуем нравственным принципам, состоит в том, чтобы следовать им. Здесь нет тавтологии. Следование нравственным принципам — это самоцель, т. е. высшая, «финальная» цель, и нет никаких других целей, которые мы хотели бы достичь, следуя им. [11]

Дошкольный возраст характеризуется как возраст, в котором происходит «утеря непосредственности», возраст интенсивного освоения детьми культурных норм, различных культурно-опосредствованных способов деятельности и поведения (Выготский Л.С., 1984; Леонтьев А.Н., 1983; Эльконин Д.Б., 2004), которые становятся своеобразной системой мер, эталонов, ценностей (Запорожец А.В., 1986). Вместе с тем регуляция деятельности и поведения культурно-выработанными нормами, правилами и требованиями зависит не только от того, знает ли их ребенок, но и от того, как ребенок к ним относится (Запорожец А.В., 1986; Леонтьев А.Н., 1983; Смирнова Е.О., 1998; Субботский Е.В., 1983 и др.).

Страницы: 1 2 3 


Заключение.
Открываемые мышлением свойства окружающего мира очень важны, так как позволяют человеку успешно приспосабливаться к нему. Благодаря мышлению мы можем предвидеть те или иные факты и события, потому что мышление всякий раз , как бы добывает знания, являющиеся общими для целого класса явлений, а не только для одного какого-то случая. Умени ...

Самооценка как предмет самоанализа в психологии
Самооценка – оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. Самооценка связана с одной из центральных потребносте ...

Теории мотивации
Известен старый способ воздействия на людей, чтобы побудить их выполнять определенную работу - метод "кнута и пряника". Под "пряником" понималась возможность выжить. Р. Оуэн и А. Смит считали деньги единственным мотивирующим фактором. Согласно их трактовке, люди - чисто экономические существа, которые работают только ...