Теоретические основы проблемы влияния родительского
контроля на нравственную сферу детей старшего дошкольного возраста. Основные подходы к изучению
нравственной сферы в зарубежной и отечественной псСтраница 2
2. При благоприятных условиях нравственное развитие детей принимает необратимый характер, т. е. моральная деградация становится невозможной.
3. Эффективный нравственный рост детей обеспечивается рядом обстоятельств:
1) наличием ситуаций морального выбора,
2) сменой социальных ролей,
3) использованием на практике приобретенных морально-этических знаний и нравственных убеждений.
В основе другого подхода к периодизации морального развития лежит эмпатийная ориентация на нужды и потребности, чувства и переживания другого человека. Определяя его как эмпатийный подход, К. Гиллиган во главу угла выдвигает принцип заботы о других людях, основанный на сочувствии и сопереживании. [11]
Центральным понятием интегративной теории морального развития Э. Хиггинса является понятие ответственности, представление о которой и определяет содержание альтруистического поведения. Автор выделяет четыре стадии развития представлений об ответственности, которые включают, как когнитивный, так и эмоциональный компоненты и совмещают принципы заботы и справедливости.
При рассмотрении проблемы нравственного развития личности особый интерес представляют взгляды отечественных психологов (Л.С. Выготский, В.М. Мясищев, Л.И. Божович, Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б. и др.) [11]
Л.С. Выготский утверждает, что результат нравственного развития еще до его начала существует в окружающей социальной среде в виде некоторой идеальной формы. В соответствие с этим социальная среда понимается не только как условие нравственного развития личности, но и как его источник, а само нравственное развитие осуществляется в процессе усвоения этих образцов. Оно предполагает последовательное усвоение образцов, представленных в нравственных нормах, принципах, идеалах, традициях, в соответствующем поведении конкретных людей, их качествах, в персонажах литературных произведений и т.д.
Важной теоретической основой разработки психологических аспектов нравственного развития личности выступает теория отношений В.М. Мясищева. Согласно данной теории, личность, включенная в систему общественных отношений, объективированных в виде господствующих в ее окружении отношений к природе, общественной и личной собственности, к людям, труду, постепенно усваивает их, и они становятся собственными отношениями личности к той действительности, с которой она взаимодействует.
Рассматривая проблему нравственного формирования личности, Л.И. Божович доказывает, что оно не является изолированным процессом, а связано с социальным и психическим развитием. По мнению автора, существуют две точки зрения на процесс формирования нравственных норм поведения, который понимается, во-первых, как результат интериоризации внешне заданных форм мышления и поведения и их превращения во внутренние психические процессы; во-вторых, как последовательное (закономерное) превращение одних качественно своеобразных форм нравственного развития в другие, более совершенные. [3]
Механизм становления личностных ценностей рассматривается через понятие интериоризации личностью социальных ценностей. Д.А. Леонтьев отмечает, что не все социальные ценности, осознаваемые и даже принимаемые человеком в качестве таковых, реально становятся его личностными ценностями. Необходимым условием такой трансформации является практическое включение субъекта в коллективную деятельность, направленную на реализацию соответствующей ценности. Промежуточным звеном, опосредующим этот процесс, выступает система ценностей референтной для индивида группы.
В качестве показателей нравственной зрелости отечественными психологами выделяются:
- готовность самостоятельно решать ситуацию нравственного выбора, принимать ответственность за свое решение;
- устойчивость нравственных качеств, что проявляется в возможности переноса сформированных в определенных жизненных ситуациях нравственных взглядов, отношений и способов поведения в новые, ранее не имевшие места в жизни человека, ситуации;
Приложение 1
ОПРОСНИК АГРЕССИИ БАССА-ДАРКИ
ИНСТРУКЦИЯ:
Ответьте "да" или "нет" на приведенные ниже вопросы.
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.
2. Иногда я сплетничаю о людях, которых я не люблю.
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
4. Если меня не попросят по-хоро ...
Задание №4. Коррекционная и развивающая работа (социально-психологический
тренинг)
Как объединить учащихся вновь созданного класса? Предлагаю сценарий тренинга сплочения в 10-м классе «Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке».
Цель
: создание условий для объединения членов нового коллектива.
Задачи
:
Познакомить учащихся друг с другом.
Познакомить с правилами тренинга, стадиями развития коллектива, ...
Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.
Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деят ...