Прием нейтрализации настороженности, успокоение партнера (умение критиковать, спорить).
Умение критиковать является одним из основных элементов общения руководителя. Сама по себе критика является довольно болезненным элементом воздействия на подчиненного. Критика направлена на изменение какой-то составляющей в структуре личности подчиненного, а личность структура довольно статичная и подобное воздействие воспринимает болезненно. Кроме этого иногда руководитель выбирает неправильную тактику критики и еще более усугубляет негативное впечатление от подобного воздействия. Рекомендуется критику построить из трех фаз:
Первая фаза должна носить позитивный характер. Здесь можно вспомнить все положительное о критикуемом. Вторая фаза - это критика, негативные моменты, которые не устраивают начальника. Третья фаза должна быть позитивной. При такой организации беседы, во-первых, сохраняются позитивные отношения между начальником и подчиненным, личность подчиненного оценивается в целом позитивно, начальника не устраивает в личности подчиненного какая-то черта или отношение к делу и т.д. Во-вторых, используется свойство памяти, способность человека запоминать начало встречи или разговора и конец. Середина беседы, как правило, в деталях не запоминается. В третьих, разрушаются установки подчиненного, его заготовки, содержащие какую-то ложь, полуправду для оправдания провинившегося.
Здесь же необходимо рассмотреть спор между людьми. Как правило, во время спора не прав не бывает никто. Даже если доводы одной стороны достаточно убедительны, оппоненту мешает принять эту точку зрения чувство собственной значимости. В этом случае необходимо дать человеку возможность отступить, сохранив свое лицо. Этого можно достигнуть, допустив ошибку со своей стороны. Если один может ошибаться, то и другому не зазорно ошибиться и у него есть шанс отступить, сохранив свое лицо. Для этого необходимо исключить из своего лексикона все безаппеляционные выражения (слова "несомненно", "непременно" и т.д.) и использовать выражения типа "возможно", "может быть", "кажется" и т.д
Проблемы, связанные с отбором участников
тренинговой группы
В предыдущем параграфе мы указывали, что, важным фактором при организации работы группы является формирование адекватного восприятия эмоциональной атмосферы в группе и избежание акцентирования на эмоциональной разрядке. Этот же акцент должен сохраняться и при отборе участников группы, дабы в сознании людей, психологически неблагополучны ...
Арттерапия
Наш внутренний мир наполнен образами чувств и представлениями, через которые происходит эмоциональное общение между людьми. С помощью образов чувств наше бессознательное взаимодействует с нашим сознанием. Чем глубже и интенсивнее это происходит, тем сильнее откликаются в душе зрителя и слушателя произведения искусства, рассказывающие ос ...
Межличностные отношения и уверенность на работе
«Какие еще межличностные отношения могут быть на работе? Работа есть работа. Нужно делом заниматься, а не ерундой». Эти или подобные слова часто можно слышать от «жестких», «деловых» руководителей – и в чем-то с ними нужно согласиться. На работе действительно нужно заниматься делом. Но невозможно заниматься делом долго и продуктивно – и ...