Семья – первый коллектив, который дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести. В семье ребёнок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и поручения родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого. (Николаенко В.М., Залесов Г.М., Сермяжко Е.И. и др.) Семья формирует личность ребенка, определяя для него нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарты поведения. Родители используют те методы и средства воспитания, которые помогают внедрить в сознание ребенка определенную систему норм, приобщить его к определенным ценностям. (Суоми И.П.) Наличие в семье сложного обогащающего образца, каковым выступают родители, значительно облегчает нормальное психическое и нравственное развитие ребенка, позволяет ему наиболее полно проявить и реализовать свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.
Для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой – родительское отношение характеризуется требовательностью и родительским контролем. Тем самым родители, являясь самыми главными людьми в жизни своих детей, напрямую способствуют формированию тех или черт характера, качеств личности, способностей. Дети, реагируя на прямые и невысказанные требования и ожидания родителей, стараются быть как можно лучше, удовлетворяя эти требования.
Однако родители далеко не всегда осознают, как они влияют на развитие ребенка, на формирование его личности, на развитие его способностей.
Исходя из вышесказанного, мы посчитали нужным исследовать влияние родительского контроля на нравственную сферу детей старшего дошкольного возраста.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ явились дети старшего дошкольного возраста и их родители.
ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ в данном случае выступили:
- тип и уровень родительского контроля;
- эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: изучить влияние родительского контроля на нравственную сферу детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, наша ГИПОТЕЗА состоит из двух частей:
1. уровень и тип родительский контроль влияет на нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста;
2. уровень родительского контроля оказывает большее влияние на развитие когнитивного компонента, чем на эмоциональный и поведенческий компоненты нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста, а тип контроля, в большей мере, влияет на развитие эмоционального компонента, чем на когнитивный и поведенческий компоненты нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста.
Мы считаем необходимым решение следующих ЗАДАЧ:
- изучение педагогической и психологической литературы по данной теме;
- составление программы исследования, направленной на осуществление цели курсовой работы, и ее реализация;
- сбор эмпирических данных, количественный и качественный анализ полученных данных, их интерпретация и формулировка выводов;
- составление рекомендаций для родителей с целью повышения степени эмоциональной близости в отношениях с детьми и оптимизации влияния контроля на нравственное развитие детей.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БАЗА: ДОУ № 107. Количество детей старшего дошкольного возраста, принимавших участие в эксперименте – 40 человек, количество родителей – 40 человек.
Особо опасные активные антисоциальные.
Многократно судимые рецидивисты. Устойчивое преступное поведение против общества и его ценностей. Грабежи, кражи, разбои, хулиганство, насилие и т. д. От ситуации не зависят, ситуацию для преступления они создают сами. В эту группу также могут входить профессиональные преступники – преступления, источник существования (бандиты, крупные ...
Роль сознательного, бессознательного, вербальных и
невербальных компонентов в профессиональном общении сотрудников таможенных
органов.
Обратим внимание на тот факт, что в реальной практике общения соотношение сознательных и бессознательных феноменов проявления психического особое. В рамках вышеназванных функций общения, при осуществлении приема-передачи информации, реализации управленческих функций и обмена в эмоциональной сфере, значимость бессознательного компонента ...
Сознание и бессознательное.
Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это - те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действи ...

