Семья – первый коллектив, который дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести. В семье ребёнок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и поручения родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого. (Николаенко В.М., Залесов Г.М., Сермяжко Е.И. и др.) Семья формирует личность ребенка, определяя для него нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарты поведения. Родители используют те методы и средства воспитания, которые помогают внедрить в сознание ребенка определенную систему норм, приобщить его к определенным ценностям. (Суоми И.П.) Наличие в семье сложного обогащающего образца, каковым выступают родители, значительно облегчает нормальное психическое и нравственное развитие ребенка, позволяет ему наиболее полно проявить и реализовать свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.
Для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой – родительское отношение характеризуется требовательностью и родительским контролем. Тем самым родители, являясь самыми главными людьми в жизни своих детей, напрямую способствуют формированию тех или черт характера, качеств личности, способностей. Дети, реагируя на прямые и невысказанные требования и ожидания родителей, стараются быть как можно лучше, удовлетворяя эти требования.
Однако родители далеко не всегда осознают, как они влияют на развитие ребенка, на формирование его личности, на развитие его способностей.
Исходя из вышесказанного, мы посчитали нужным исследовать влияние родительского контроля на нравственную сферу детей старшего дошкольного возраста.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ явились дети старшего дошкольного возраста и их родители.
ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ в данном случае выступили:
- тип и уровень родительского контроля;
- эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: изучить влияние родительского контроля на нравственную сферу детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, наша ГИПОТЕЗА состоит из двух частей:
1. уровень и тип родительский контроль влияет на нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста;
2. уровень родительского контроля оказывает большее влияние на развитие когнитивного компонента, чем на эмоциональный и поведенческий компоненты нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста, а тип контроля, в большей мере, влияет на развитие эмоционального компонента, чем на когнитивный и поведенческий компоненты нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста.
Мы считаем необходимым решение следующих ЗАДАЧ:
- изучение педагогической и психологической литературы по данной теме;
- составление программы исследования, направленной на осуществление цели курсовой работы, и ее реализация;
- сбор эмпирических данных, количественный и качественный анализ полученных данных, их интерпретация и формулировка выводов;
- составление рекомендаций для родителей с целью повышения степени эмоциональной близости в отношениях с детьми и оптимизации влияния контроля на нравственное развитие детей.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БАЗА: ДОУ № 107. Количество детей старшего дошкольного возраста, принимавших участие в эксперименте – 40 человек, количество родителей – 40 человек.
Ощущение
Ощущение, сенсорика всегда более или менее непосредственно связаны с моторикой, с действием, рецептор - с деятельностью эффектов. Рецептор возникает как орган с пониженным порогом раздражения, приспособленный к тому, чтоб обеспечить ответное действие, даже при незначительном воздействии на организм.
Ощущение - это, во-первых, начальный ...
Межличностные отношения в группах и коллективах
Не менее важной и интересной остается тема межличностных отношений в группах и коллективах.
Особое внимание в ходе социально-психологического изучения групп и коллективов уделяется взаимоотношениям. Они, в свою очередь, делятся на официальные и неофициальные, отношение руководства и подчинения(в частности, лидерства), деловые и личные, ...
Метод последовательных ассоциаций (цепочка)
Метод последовательных ассоциаций заключается в последовательном увязывании элементов списка в единый сюжет (рассказ, фильм). Главное, не перескакивать к боле ранним словам, а связывать слово к слову, как будто соединять звенья цепочки, иначе при вспоминании вы можете упустить не сцепленный с двух сторон элемент. Ну и конечно, важно пом ...