Материалы » Особенности формирования самосознания в дошкольном возрасте » Теоретические основы изучения проблем самоанализа в психологии. Изучение самосознания в отечественной и зарубежной психологии

Теоретические основы изучения проблем самоанализа в психологии. Изучение самосознания в отечественной и зарубежной психологии
Страница 1

Проблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов. Среди них можно выделить следующих авторов: Л.И. Божович, Л.В. Бороздина, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, В.С, Мухина, Е. Е.А. Серебрякова, А.Г. Спиркин, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова, П.М. Якобсон; А. Адлер, Р. Бернс, К. Левин, К. Роджерс, 3. Фрейд,

А.Н. Леонтьев, характеризуя проблему самосознания как проблему высокого жизненного значения, венчающую психологию личности, расценивал ее в целом как нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа. [5]Действительно, до настоящего времени не существует более или менее определенной и общепризнанной трактовки этой особой субъективной реальности. Чаще всего самосознание рассматривается как ориентировка человека в собственной личности, осознание себя как "Я". Самосознание позволяет человеку, отражая внешний мир, выделять себя в нем, осознавать свое отношение к этому миру и себя в своих отношениях с окружающими, познавать собственный внутренний мир, переживать и определенным образом оценивать его. Самосознание - это осознание и целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Благодаря самосознанию человек воспринимает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей.

Необходимо отметить, и это неоднократно подчеркивал С.Л. Рубинштейн, что самосознание не надстраивается по виду над личностью, а включается в нее.[18] Оно не имеет самостоятельного пути развития, отдельного от развития личности, а включается в процесс развития личности как реального субъекта в качестве его момента, стороны, компонента. Согласно С.Л. Рубинштейну, самосознание - это осознание самого себя как сознательного субъекта, реального индивида, а совсем не осознание своего сознания.[18] Исторически самосознание - более поздний продукт развития, появившийся на основе сознания и совместно с ним возникшей речи. Различные акты самосознания - это как бы общение человека с самим собой, для которого нужно развитие внутренней речи, достаточной сформированное таких свойств мышления, как абстракция и обобщение, позволяющих субъекту составить представление и понятие о своем "Я", отличном от "Я" другого [22]

В центре проблемы самосознания лежит различение двух его сторон: выделение "Я" как субъекта («действующее Я") и как объекта самопознания и самоотношения («рефлексивное Я"). В психологической науке это основополагающее для всех теорий "Я" различение было введено У. Джеймсом, который полагал, что в едином и целостном "Я" содержатся два неразрывных составляющих: эмпирическое "Я" («Я" как объект познания) и "чистое Я" («Я" как субъект познания). Под эмпирическим "Я" (или "Мое") У. Джеймс понимал совокупность, итог всего того, что человек может назвать своим: свое тело, одежду, жилье, семью, друзей, репутацию, творческие достижения, психические силы и качества. Это эмпирическое "Я" он подразделяет на три подсистемы: а) материальное "Я" -- тело, одежда, собственность; б) социальное "Я" -- то, чем признают данного человека окружающие; при этом каждый человек имеет столько социальных "Я", сколько существует отдельных групп, с мнением которых он считается; в) духовное "Я" -- совокупность психических особенностей, склонностей и способностей. Под "чистым", или познающим, "Я" У. Джеймс имел в виду то обстоятельство, что человек чувствует себя субъектом своих действий, восприятия, эмоций и осознает свое тождество и неразрывность с тем, чем он был накануне. Это степень центрации субъективной системы, которая может быть более либо менее отчетливо выраженной или диффузной.Оценить важность внутренних процессов самосознания трудно, так как они неразрывно связаны с практической деятельностью субъекта, его взаимодействием с внешним миром. Но стоит только прервать связь индивида с внешним миром, поместив его в условия изоляции, и эти внутренние процессы активизируются (И.С. Кон).

Страницы: 1 2 3


Биологические закономерности депрессии.
В последние годы актуальными являются исследования, связанные со стрессом и определением его вклада в патогенез невротических и аффективных расстройств. Выявлено, что при депрессивных расстройствах наблюдаются супрессия Т-клеточного иммунитета, снижение количества натуральных киллеров, дисрегуляция факторов неспецифической резистентнос ...

Психические познавательные процессы
Психические процессы: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные мом ...

Прием "Имя собственное".
Для каждого человека его собственное имя является лучшей музыкой. У человека есть потребность быть признанным через личностную значимость. Когда это происходит при обращении "по имени" и эта потребность удовлетворяется, то возникают положительные эмоции и расположение к источнику положительных эмоций. Такие обращения как " ...