МузыкотерапияСтраница 1
Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.
После второй мировой войны за рубежом получило довольно широкое распространение лечение музыкой различных психических расстройств. Определились два независимых друг от друга течения: американская и шведская школы.
Американская музыкотерапия имеет эмпирико-клиническую ориентацию. Это главным образом описание клинического эффекта воздействия музыки, различной по форме и содержанию, на основании чего составляются «лечебные» каталоги музыки. Это своего рода музыкальная фармакология, в которой выделяют две стороны лечебного воздействия: стимулирующую и седативную.
Шведская школа, будучи ориентирована на глубинную психологию, считает, что в коррекционной работе музыкотерапии должна отводиться центральная роль, так как музыка благодаря своим специфическим особенностям в состоянии проникнуть в глубинные слои личности. Альтшулер обнаружила физиологические изменения у пациентов, адекватные определенным типам музыкального воздействия и обосновала терапевтический подход, названный ею изопринципом музыкотерапии. Согласно этому положению при затруднении словестного контакта с больным музыка способствует его установлению, если она соответствует эмоциональному тонусу состояния пациента. То есть при депрессии показана музыка тихая, спокойная, при возбуждении – громкая, быстрого темпа. Правильный выбор музыкальной программы – ключевой фактор музыкотерапии. Специальные физиологические исследования выявили влияние музыки на различные системы человека. [10] Рядом исследований было показано, что восприятие музыки ускоряет сердечные сокращения, повышает темп респирации. Было обнаружено усиливающее действие музыкальных раздражителей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы звука и тембра. Частота дыхательных движений и сердцебиений изменялась в зависимости от темпа, тональности музыкального произведения. Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сфере. Ритмы отдельных органов человека всегда соразмерны. Между ритмом движения и ритмом внутренних органов существует определенная связь.
Музыка способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей слушающего.
Выделяют четыре основных направления коррекционного действия музыкотерапии:
1. эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии.
2. развитие навыков межличностного общения, коммуникативных функций и способностей.
Вопросы для самостоятельной работы
1. В чем различия между психотерапией и психологическим консультированием?
2. Какую роль в работе консультанта и психотерапевта выполняют психологические теории личности?
3. Каковы цели психологического консультирования в зависимости от разных подходов?
4. В чем отличия в понимании личности клиента в разных подходах?
5. Как организу ...
Проблема устойчивости личности.
Теоретическое рассмотрение проблемы устойчивости целесообразно начинать с раскрытия ее интегративного характера. В самом деле, некоторые характеристики устойчивости, такие, как относительная эмансипированность, самостоятельность, стабильность, присущи различным уровням живой материи. Но, несмотря на многообразие их форм, устойчивость, т ...
Исследование Я-концепции
и способности в возникновении стресса
До начала 50-х гг. психологи и педагоги практически не занимались систематическим изучением факторов, влияющих на учебную деятельность школьников. Они были так поглощены новой занимательной игрой в измерение интеллекта, что все их усилия сосредоточились исключительно на выявлении интеллектуальных предпосылок обучаемости. Такие факторы, ...