Воспитательные возможности рок-музыки
Страница 2

Человечность в самом широком аспекте – это и есть тот основной критерий, который позволяет судить об истинных художественных достоинствах музыки, ее идейно-эстетическом и нравственно-воспитательном воздействии на сознание молодежи.

История развития рока, его стилей и направлений – одна из благодарнейших областей музыкальных интересов старшеклассников.

Даже беглое выяснение рок-привязанностей старшеклассников свидетельствует о неоднородности, «полифоничности» их музыкальных вкусов. Девочки, как правило, предпочитают не группу, а солиста. Для них обаятельная личность солиста – важное условие музыкального предпочтения. Музыкальные вкусы девочек «мягче». Музыкальные вкусы юношей «жестче». «Метал», брейк – это уже не для девочек.

Итак, вперед – к Баху или року? Школьная программа «Музыка», а именно, программа 8-ого, последнего года обязательного обучения, фактически «открыта» року. Открыта в том смысле, что не отворачивается и не отрицает его, но учит подходить дифференцированно, критически и отличать хорошую легкую, развлекательную музыку от музыки дурной вульгарной и безвкусной.

Педагогически целесообразно не «вытеснение» рок-потребности, а их «преображение», одухотворение путем включения в контекст культуры личности. Этому должна способствовать и профессиональная подготовка специалистов по музыкально-эстетическому образованию школьников.

Рок-музыка требует сегодня повышенного общественного и педагогического внимания. Современная наука понимает серьезнейшую проблему экологии детства. Вполне правомерно говорить и об экологии музыкального сознания подрастающего поколения.

Рок представляет собой сплав лирики (мои чувства, мой голос, мой опыт – «только Я») и эпоса. Рок-музыка – это личности и этносы: практически в каждой более или менее цивилизованной стране есть свои национальные короли рок-н-ролла (Элвис Пресли в США, Клифф Ричард в Великобритании, Адриано Челентано – Италия, Джонни Холидей – Франция и т.д.).

Необходимо пояснить, что мы понимаем под «рок-музыкой». Рок-музыка, она же «массовая», «коммерческая» и т.п. – это наиболее общее понятие, через которое определяются музыкальные формы и стили, пользующиеся стабильным спросом среди самых широких масс и слоев населения. По своему производству и потреблению рок-музыка массова, в силу чего вовлечена в сферу бизнеса. История ее тесно связана со становлением и бурным развитием современных средств звукозаписи, трансляции и воспроизведения записанной музыки. Есть основания считать некоторые формы современной рок-музыки нынешним городским фольклором. Ведь создателями и исполнителями ее зачастую являются «непрофессионалы»: врачи, инженеры, учителя, журналисты и др. Без специальной музыкальной подготовки они становились известными певцами, если записанные ими песни находили массовую аудиторию (А. Макаревич, В. Цой, Ю. Шевчук и др.).

Отличительным признаком рок-музыки является обязательное наличие электронно-акустической среды, одновременно разделяющей и связывающей исполнителей рок-музыки со слушателями. В этом отношении рок стал первым в истории мировой культуры 100%-но опосредованным исполнением музыки. И на концертах, и в случае звукозаписи исполнители пользуются микрофонами и (или) электроинструментами. А слушатель в любом случае воспринимает акустический сигнал не от исполнителя непосредственно, а от электронно-акустического устройства: «колонки», «динамики», «наушники», «громкоговорители» и прочие.

Рок по своему происхождению опосредован, ретрансляционен. И если все предыдущие музыкальные стили нуждались в микрофоне и «колонках» только для усиления того, что вполне возможно исполнять и без «аппарата», то рок сразу зазвучал из «динамика», встроенного в проигрыватель или радиоприемник. Без учета этой специфики невозможно до конца понять и объяснить причины столь широкого и стойкого распространения рок-музыки, для которой ни границы, ни политические режимы, ни этнические особенности не стали преградой.

Современный ребенок живет в мире звуков, в т.ч. и звуков музыки, но чем они производятся, откуда звучат? Поет ли мать, поют ли соседки во дворе? Увы, живого пения, инструментальной музыки современные дети слышат очень мало. Музыку дети с первых дней жизни (и даже до рождения!) слышат из динамиков – радио, телевизора, магнитофона.

Для рока все перечисленные типы звуковых ретрансляторов являются родной стихией, обеспечивающей ему режим максимального благоприятствования при передаче и воспроизведении. И если естественная ретрансляционность музыки совпадает с настроенностью сенсорики индивида на «динамическое» (т.е. из «динамика») звучание, происходит фактически запрограммированный выбор музыкальных предпочтений в том возрасте, когда личность ищет свое. Так воспитывающее действие окружающей ребенка звуковой среды связывается с практикой самостоятельных выборов подростков (самостоятельных – с точки зрения их спонтанности, неосознанности). И это не единственная причина массовости рока.

Страницы: 1 2 3 4


Темперамент
Издавна делались попытки свести практически бесконечное множество индивидуальностей к небольшому числу типичных портретов. Гиппократовские черты типа темперамента – наиболее древний и наиболее известный пример типизации, выделения общих закономерностей среди индивидуальных вариаций психики. Темперамент – это те врождённые особенности ...

Обонятельные ощущения
Тесно связанные между собой обоняние и вкус являются разно­видностями химической чувствительности. До недавнего времени при­нято было думать, что у человека обоняние не играет особенно суще­ственной роли. Но значение его все же велико в силу влияния, которое обоняние оказывает на функции вегетативной нервной системы и на соз­дание полож ...

Психофизиологические основы агрессивности
Устойчивость половых различий в проявлениях агрессивности, независимо от национальности и культуры, навела на мысль о гормональных влияниях на формирование агрессивной реакции. Согласно этой гипотезе, усиление агрессивности способствует повышению уровня тестостерона (точно так же, как повышение уровня тестостерона ведет к усилению агре ...