Воспитательные возможности рок-музыкиСтраница 2
Человечность в самом широком аспекте – это и есть тот основной критерий, который позволяет судить об истинных художественных достоинствах музыки, ее идейно-эстетическом и нравственно-воспитательном воздействии на сознание молодежи.
История развития рока, его стилей и направлений – одна из благодарнейших областей музыкальных интересов старшеклассников.
Даже беглое выяснение рок-привязанностей старшеклассников свидетельствует о неоднородности, «полифоничности» их музыкальных вкусов. Девочки, как правило, предпочитают не группу, а солиста. Для них обаятельная личность солиста – важное условие музыкального предпочтения. Музыкальные вкусы девочек «мягче». Музыкальные вкусы юношей «жестче». «Метал», брейк – это уже не для девочек.
Итак, вперед – к Баху или року? Школьная программа «Музыка», а именно, программа 8-ого, последнего года обязательного обучения, фактически «открыта» року. Открыта в том смысле, что не отворачивается и не отрицает его, но учит подходить дифференцированно, критически и отличать хорошую легкую, развлекательную музыку от музыки дурной вульгарной и безвкусной.
Педагогически целесообразно не «вытеснение» рок-потребности, а их «преображение», одухотворение путем включения в контекст культуры личности. Этому должна способствовать и профессиональная подготовка специалистов по музыкально-эстетическому образованию школьников.
Рок-музыка требует сегодня повышенного общественного и педагогического внимания. Современная наука понимает серьезнейшую проблему экологии детства. Вполне правомерно говорить и об экологии музыкального сознания подрастающего поколения.
Рок представляет собой сплав лирики (мои чувства, мой голос, мой опыт – «только Я») и эпоса. Рок-музыка – это личности и этносы: практически в каждой более или менее цивилизованной стране есть свои национальные короли рок-н-ролла (Элвис Пресли в США, Клифф Ричард в Великобритании, Адриано Челентано – Италия, Джонни Холидей – Франция и т.д.).
Необходимо пояснить, что мы понимаем под «рок-музыкой». Рок-музыка, она же «массовая», «коммерческая» и т.п. – это наиболее общее понятие, через которое определяются музыкальные формы и стили, пользующиеся стабильным спросом среди самых широких масс и слоев населения. По своему производству и потреблению рок-музыка массова, в силу чего вовлечена в сферу бизнеса. История ее тесно связана со становлением и бурным развитием современных средств звукозаписи, трансляции и воспроизведения записанной музыки. Есть основания считать некоторые формы современной рок-музыки нынешним городским фольклором. Ведь создателями и исполнителями ее зачастую являются «непрофессионалы»: врачи, инженеры, учителя, журналисты и др. Без специальной музыкальной подготовки они становились известными певцами, если записанные ими песни находили массовую аудиторию (А. Макаревич, В. Цой, Ю. Шевчук и др.).
Отличительным признаком рок-музыки является обязательное наличие электронно-акустической среды, одновременно разделяющей и связывающей исполнителей рок-музыки со слушателями. В этом отношении рок стал первым в истории мировой культуры 100%-но опосредованным исполнением музыки. И на концертах, и в случае звукозаписи исполнители пользуются микрофонами и (или) электроинструментами. А слушатель в любом случае воспринимает акустический сигнал не от исполнителя непосредственно, а от электронно-акустического устройства: «колонки», «динамики», «наушники», «громкоговорители» и прочие.
Рок по своему происхождению опосредован, ретрансляционен. И если все предыдущие музыкальные стили нуждались в микрофоне и «колонках» только для усиления того, что вполне возможно исполнять и без «аппарата», то рок сразу зазвучал из «динамика», встроенного в проигрыватель или радиоприемник. Без учета этой специфики невозможно до конца понять и объяснить причины столь широкого и стойкого распространения рок-музыки, для которой ни границы, ни политические режимы, ни этнические особенности не стали преградой.
Современный ребенок живет в мире звуков, в т.ч. и звуков музыки, но чем они производятся, откуда звучат? Поет ли мать, поют ли соседки во дворе? Увы, живого пения, инструментальной музыки современные дети слышат очень мало. Музыку дети с первых дней жизни (и даже до рождения!) слышат из динамиков – радио, телевизора, магнитофона.
Для рока все перечисленные типы звуковых ретрансляторов являются родной стихией, обеспечивающей ему режим максимального благоприятствования при передаче и воспроизведении. И если естественная ретрансляционность музыки совпадает с настроенностью сенсорики индивида на «динамическое» (т.е. из «динамика») звучание, происходит фактически запрограммированный выбор музыкальных предпочтений в том возрасте, когда личность ищет свое. Так воспитывающее действие окружающей ребенка звуковой среды связывается с практикой самостоятельных выборов подростков (самостоятельных – с точки зрения их спонтанности, неосознанности). И это не единственная причина массовости рока.
Предмет и объект изучения социальной психологии, структура современной
социальной психологии
Особенности исторического развития социальной психологии в России. Преимущественное развитие социальной психологии в рамках социологии в первой трети XX века. Формулирование основ социальной психологии в рамках психологической традиции.
Отсутствие единого понимания предмета социальной психологии в отечественной психологической и социол ...
Структура конфликта
Кроме того, каждый конфликт имеет также более или менее четко выраженную структуру. В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с технологическими и организационными трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон.
Вторым элементом конфликта выст ...
Результаты исследования в 11а классе шк. № 1
В исследовании принимали участие 27 учеников. После анализа всех ответов мы получили следующие результаты:
ЛИДЕР: Ледяев; Талипова; Игтисамова.
СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС: указывает положение человека в системе межличностных отношений и отражает степень его признания членами группы, меру личного предпочтения, определяемую числом выборов, ...