Воспитательные возможности рок-музыки
Страница 3

Камерная симфоническая и фольклорная музыка смогут успешно конкурировать с рок-музыкой в эфире лишь тогда, когда она будет использовать электронно-акустические преобразования столь же естественно, как это делает рок. Этот процесс уже начался. По крайней мере, применении цифрового способа записи, хранения и воспроизведения музыки резко подняло престиж классики среди массового слушателя. С компакт-дисков она звучит столь же великолепно, как в лучших филармонических залах.

Каждый этап рок-музыки, каждая ее страница – это прежде всего имя, личность, имидж. Для воспитателей и психологов рок представляет интерес именно в силу его личностной направленности.

Свою личностную направленность рок унаследовал у джаза, но это занятие профессионалов, только истинным музыкантам он дает полную свободу самовыражения. И джаз, и рок, по оценкам поклонников и исполнителей, во времена тоталитаризма были «глотком свободы». Кроме того, это была еще и информация о мире, который молодежь слышала. [19, 95] Применительно к рок-музыке можно говорить об ее определенном психотерапевтическом воздействии (рок как вариант арт-терапии для подростков). Опыт показал, что такая работа оказывается эффективной и по отношению к педагогически запущенным подросткам с явно отклоняющемся поведением, которые страстно при этом увлечены рок-музыкой.

Есть у рока и другие воспитательные функции, в частности для многих юношей он служит аналогом религиозного или идеологического поклонения. Одним из устоявшихся применительно к рок-музыке терминов является слово «идол», его часто употребляют для описания приверженности подростка своим музыкальным кумирам. Но несмотря на почитания, все же поклонники рок-музыки с молодых лет привыкают к тому, что их «идол» – не единственный в этом мире. Подростки воспринимают объект своего обожания одновременно с мыслью о множественности и допустимости существования иных культов рок-музыки.

Периодически публикуемые списки популярности (хит-парадм) демонстрируют, как происходит изменение положения популярных групп или певцов в восприятии их массовой публикой. Личное отношение к любимому музыканту подросток всегда может соотнести с реакцией на него других людей. В специальных журналах анализируются причины взлета или падения рок-звезд. В свое время было трудно найти отечественную литературу по рок-музыке, однако подростки находили свои пути, чтобы постоянно быть в курсе последних новостей рок-музыки. Несколько человек признались, что овладели английским языком, регулярно читая зарубежные музыкальные журналы. Большая часть подростков коллекционирует зарубежную музыку, великолепно ориентируется в иностранных названиях и терминах, но при этом едва «тянет» на удовлетворительную оценку по английскому языку. Видимо, школьное образование игнорирует фактическую погруженность учащихся в иное языковое поле и никак не использует ярко выраженный интерес к англоязычной песенной культуре для оптимизации изучения иностранных языков.

Назовем еще одну воспитательную сторону рок-музыки: она является примером оптимальной организации коллективного творческого взаимодействия. История всех великих рок-исполнителей – это буквально поминутная хронология их совместной деятельности, такая информация должна быть интересной не только для специалистов по психологии малых групп, но и для педагогов.

Часто высказываются опасения, не портит ли увлечение рок-музыкой вкус юношей и девушек? Как соотносится любовь к рок-музыке с почитанием других музыкальных жанров? По словам выдающегося американского композитора и дирижера Л. Бернстайна, раскрывающего творчество «Биттлз»: «Леннон был одним из немногих гениев нашего бедного в духовном смысле времени… Сегодня я могу по памяти петь более 70 песен «Биттлз». Композиции Д. Леннона можно сравнить с композициями Рахманинова или Шуберта, не смотря на то, что Шуберт – в противоположность Леннону – писал симфонии. Песню Леннона «Иф аи фел» я однозначно сравнил бы с циклом Шуберта «Зимний путь». Я уверен, что музыка Леннона будет также долго жить, как произведения Брамса, Бетховена или Баха». [46, 142] Как видно, явного противопоставления нет, специалист видит параллели, сравнивая достоинства. И если Л. Бернстайн объясняет «Биттлз» через Шуберта, то что мешает нам «объяснять» учащимся Шуберта через «Биттлз».

Также говоря о музыкальных пристрастиях современной молодежи, нельзя не обратить внимание на то, сколь активно нынешние подростки пользуются техническим новшеством, которое было еще неведомо их родителям, – аудиоплеерами. Благодаря этому компактному устройству, мальчики и девочки приобрели возможность индивидуального прослушивания любимых мелодий в любом месте – на улице, в транспорте и т.д. В последние годы это увлечение приобрело массовый характер. Английский психолог Майкл Булл из Университета Сассекса считает, что плеер выполняет очень важную психологическую функцию – позволяет оформить и утвердить личное пространство.

Страницы: 1 2 3 4


О тесте “Темперамент спортсмена”
Темпераментом называются прирождённые свойства человека, которыми определяются особенности динамики его психической деятельности. Автор двухфакторной модели личности английский психолог Ганс Айзенк в качестве основных показателей темперамента использовал двухмерную модель из биполярных шкал: экстраверсию – интроверсию и эмоциональную ст ...

Нейрофизиологические механизмы элементарной рассудочной деятельности
Первое положение. Большой объём мозга создаёт больше возможностей для упорядоченности его функций. По сути - это общий принцип системной организации, полагающий, что в системах с большим количеством элементов создаётся больше предпосылок для качественного наращивания организации. В приложении к биологии он был впервые сформулирован физ ...

Введение.
В данной работе мы исследуем взаимосвязь потребности в самоутверждении с противоправным поведением осужденных. Самоутверждение – универсальная потребность человека (ее испытывает каждый). Являясь необходимой предпосылкой существования человеческой личности – оно пронизывает всю нашу жизнь – от ее высших проявлений до предельно низших. ...