Материалы » Влияние рок-музыки на формирование самооценки подростков в музыкально-образовательном процессе » Теоретические основы формирования самооценки подростков в процессе постижения рок-музыки. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста

Теоретические основы формирования самооценки подростков в процессе постижения рок-музыки. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
Страница 2

Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремлений ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформившиеся общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами – формируются личностные смыслы жизни.

Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении. Новообразования не возникают сами по себе, а являются итогом собственного опыта ребенка, полученного в результате активного включения в выполнение самых разных форм общественной деятельности.

Л.И. Божович подчеркивала, что в психическом развитии ребенка определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими его людьми, в которою он вступает на различных этапах своего развития.

Подростковый возраст характеризуется противоречивостью и неожиданностью, странностью его психической жизни. Эти черты проявляются в резких колебаниях настроения: веселость сменяется тоской, унынием; уверенность в себе – трусостью, боязнью и т.п.

• Также в этот период прослеживается полярность психики: целеустремленность, настойчивость и импульсивность, неустойчивость; повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе; потребность в общении – желание уединиться; «развязанность» в поведении – застенчивость; романтизм – цинизм, расчетливость; нежность, ласковость – жестокость.

Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11–13 лет, у девочек 13–15 лет.

Для подросткового возраста является характерным расширение рамок общения. Родители отмечают, что если раньше ребенок был «домашним», то переступив порог 12-тилетия, он стал тяготиться домом. Общение подростков уже не ограничивается рамками школы, они испытывают потребность объединиться в сообщества и соблюдать особые, установленные в них нормы.

Эти группы являются непременной принадлежностью подросткового периода и возникают совершенно стихийно.

Причиной этого явления становятся так называемые реакции группирования, является естественная потребность подростков в общении со сверстниками. Микрогруппы несут полезную функцию, подросток учится выполнять определенные социальные роли, усваивает определенные правила общения и групповые нормы. Например, они могут одеваться так, что это шокирует взрослых, но дает подростку важное для него чувство принадлежности к группе.

Характерной психологической особенностью подростков является потребность в социальном признании. Эта потребность является весьма необходимой для члена общества, она лежит в основе активной жизненной позиции личности. В нормальных условиях данная потребность реализуется у подростков в том, что они стремятся достичь совершенства в физическом, моральном или психологическом плане, добиться успеха в какой-либо деятельности. Но иногда признание сверстников, популярности в этом возрасте можно добиться совершенства неожиданными поступками и действиями. Так, подросток может добиться прочной положительной популярности у сверстников, забравшись на крышу школы по водосточной трубе на виду у всех или надерзив учителю, особенно если к этому учителю отрицательное отношение в классе.

Важной особенностью подросткового возраста является поиск объекта для подражания, они постоянно творят себе кумира, и создается впечатление, что без кумира не мыслят себе жизни. Выбор объекта для подражания зависит от степени и эффективности педагогического воздействия, строя личности подростка, конкретной ситуации и ближайшего окружения.

В силу возрастных и психологических особенностей восприятие объекта подражания у подростков отличается от такового у взрослых. Взрослые в объекте подражания, если он имеется, способен видеть не только положительные стороны, но и все отрицательное. Другое дело подростки: кумира или объект подражания они воспринимают с максималистических позиций. Все черты характера, привычки, поведение, мысли, идеалы и ценности кумира оцениваются ими только положительно. Такая психическая особенность подростков позволяет им положительно оценивать и усваивать не только достоинства, но и отрицательные черты характера, привычки, пристрастия.

В заключении необходимо отметить, что подростковый возраст считается в определенной степени переходным, сложным и кризисным, часто подверженный стрессам. А также это возраст самоопределения и становления. В этом возрасте происходит резкое ускорение психического и физического развития. Поэтому со стороны учителей и родителей необходимо в этом особое внимание к подростку в процессе его формирования и становления как личности.

Страницы: 1 2 


Процедура проведения
Студентам был выдан опросник с 92 утверждениями, описывающими чувства, поведение и реакции в определенных ситуациях. Утверждения, имеющие отношение к студенту, отмечались «+». Текст опросника. 1. Со мной ладить очень легко. 2. Я сплю больше, чем большинство людей, которых я знаю. 3. В моей жизни всегда был человек, на которого мн ...

Симпатическая и парасимпатическая иннервация под влиянием стресса
В результате многочисленных исследований было установлено, что различные эмоциональные реакции вызывают изменения в функционировании внутренних органов. Систематизировал же эти данные и представил в виде единой теории уже упоминавшийся У. Кэннон. Его теория «реакции мобилизации» [11, 302] является классической концепцией, объясняющей из ...

Практическая часть. Методики диагностики конфликтов.
Проведенный нами анализ литературы позволил сделать вывод, что конкретные методики, изучающие конфликт как таковой, отсутствуют или их достаточно мало. Найденные нами методики затрагивают в той или иной степени конфликтные ситуации, однако не являются полноценным способами их диагностики и анализа. В связи с этим мы считаем уместным исп ...