Материалы » Влияние рок-музыки на формирование самооценки подростков в музыкально-образовательном процессе » Теоретические основы формирования самооценки подростков в процессе постижения рок-музыки. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста

Теоретические основы формирования самооценки подростков в процессе постижения рок-музыки. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
Страница 1

Подростковый возраст, по мнению специалистов, возраст самоопределения, становления характера. Этот период можно рассматривать как кризисный и связан он с перестройкой в трех основных сферах: телесная; психологическая; социальная.

На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном – подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, на психологическом – подростковый возраст характеризуется формированием самосознания. Каждый возрастной период является переходным, подготавливает человека к переходу на более высокую возрастную ступень. У разных подростков эти периоды протекают по-разноъ у, что во многом определяется тем, как взрослые реагируют на эти изменения, стараются быть более чуткими и предупредительными или оставляют подростка наедине с проблемами.

Рассмотрим научные концепции таких психологов, как: Э. Шпрангер, Ш. Бюлер, Э. Штерн, Л. Выготский.

Э. Шпрангер

(1882–1963) разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста и описал три возможных типа развития личности подростка.

1. тип – резкое и эмоциональное развитие, итогом которого является становление качественного нового Я.

2. тип – медленное, но верное изменение, без особых отклонений в личностных чертах.

3. тип – основан на самостоятельных принятиях решений, преодолениях внутренних страхов, на процессе самовоспитания, что приводит к осознанию индивидуальности, появлению устойчивой рефлексии (самоконтроль).

Ш. Бюлер (1893–1974) считала, что в подростковом возрасте происходит резкое ускорение психического и физического развития. В психическом развитии Ш. Бюлер выделила три фазы:

1 фаза – это «вступление» к самому периоду развития, первые симптомы проявляются в 11–12 лет; подростки ведет себя агрессивно, неуравновешенно, детские игры становятся не интересными, а игры старших еще не понятны.

2 фаза – продолжительность от 11–13 лет у девочек и от 14–16 у мальчиков. В этот период проявляется особая раздражительность, нервозность, неудовлетворенность собой, своей внешностью, все это переносится подростками на окружающий мир. Окончание фазы происходит параллельно с завершением телесного созревания.

3 фаза – несет в себе позитивные черты. Постепенно вырастает позитивное отношение к действительности, подросток уже может контролировать смены настроений, уже нет такой агрессивной настроенности, что раньше. Постепенно мир раскрашивается в яркие тона. В эту фазу появляются любовные переживания, которые дают выход самому тяжелому напряжению.

Э. Штерн (1871–1938) полагал «…специфика в подростковом периоде обусловлена, с одной стороны, направленностью мыслей и чувств ребенка, его стремлений и идеалов, а с другой – особым образом его действий». [34, 270]

Штерн выделил шесть типов преобладающих ценностей, которые соответствуют шести типам личности подростка.

1. теоретический тип – все стремления направлены на объективное познание действительности.

2. эстетический тип – стремится постичь каждый отдельный случай как символ, знак.

3. экономический тип – старается достичь результата с наименьшими потерями.

4. социальный тип – главной ценностью этого типа является любовь и общение.

5. политический тип – стремится к власти, управлению.

• 6. религиозный тип – относится философски к смыслу жизни. Большую ценность в понимании психического развития подростка нам дает концепция Л.С. Выготского, где главной проблемой становится проблема интересов подростка. В данной проблеме становится наиболее важным угасание прежних групп (доминант) интересов и заполнение их новыми. Особенно важными становятся: «эгоцентрическая доминанта» – интерес к собственной личности.

• «доминанта дали» – устремленность в будущее и поиск определенных интересов.

• «доминанта усилия» – волевые качества, возможность преодоления.

«доминанта романтики» – стремление к неизвестному, неопределенному.

При появлении новых интересов преобразовываются старые и возникают новые мотивы – это меняет социальную ситуацию развития подростка. Смена социальной ситуации ведет к смене ведущей деятельности, итогом этого являются психологические новообразования подросткового возраста.

Внутри подросткового возраста принято выделять младший – 10–13 лет, старший – 13–15 лет, часто к нему присоединяют и раннюю юность 15–17 лет.

По мнению Л.И. Божович, главное внимание в воспитании подростка следует сосредоточить на развитии мотивационной сферы личности: определения своего места в жизни, формирование мировоззрения и его влияние на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание.

Страницы: 1 2


Методология и методы социально-психологического исследования
Возрастание значения методологических проблем на современном этапе развития научного знания. Специфика социальной психологии в решении методологических проблем исследования. Понятие методологии научного исследования: общая методология, частная (специальная) методология, совокупность методических приемов эмпирического исследования. Соци ...

Исследование самооценки больных алкоголизмом
Для наглядности приведем варианты некоторых комплексных видов формирования антиалкогольных установок (кодирования). Парнокомплексное кодирование. Михаилу Н. (43г.) гипнотическим методом проведено внушение отвращения, (кодирование) на слово "водка" (или на запах водки), причем так, что он, услышав его, чувствует тошноту. В до ...

Занятие 4-е. Тема: "Акция-реакция".
Цель — показать на примерах из жизни присутствующих, что многие их чувства, мысли и действия возникали лишь как реакция на больного химической зависимостью, в ответ на что-то. Необходимо стремиться от реакции к акции, т.е. к действиям, идущим от себя. За годы жизни с химически зависимым человеком его близкие созависимые) привыкли в бол ...