Материалы » Влияние рок-музыки на формирование самооценки подростков в музыкально-образовательном процессе » Теоретические основы формирования самооценки подростков в процессе постижения рок-музыки. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста

Теоретические основы формирования самооценки подростков в процессе постижения рок-музыки. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
Страница 1

Подростковый возраст, по мнению специалистов, возраст самоопределения, становления характера. Этот период можно рассматривать как кризисный и связан он с перестройкой в трех основных сферах: телесная; психологическая; социальная.

На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном – подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, на психологическом – подростковый возраст характеризуется формированием самосознания. Каждый возрастной период является переходным, подготавливает человека к переходу на более высокую возрастную ступень. У разных подростков эти периоды протекают по-разноъ у, что во многом определяется тем, как взрослые реагируют на эти изменения, стараются быть более чуткими и предупредительными или оставляют подростка наедине с проблемами.

Рассмотрим научные концепции таких психологов, как: Э. Шпрангер, Ш. Бюлер, Э. Штерн, Л. Выготский.

Э. Шпрангер

(1882–1963) разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста и описал три возможных типа развития личности подростка.

1. тип – резкое и эмоциональное развитие, итогом которого является становление качественного нового Я.

2. тип – медленное, но верное изменение, без особых отклонений в личностных чертах.

3. тип – основан на самостоятельных принятиях решений, преодолениях внутренних страхов, на процессе самовоспитания, что приводит к осознанию индивидуальности, появлению устойчивой рефлексии (самоконтроль).

Ш. Бюлер (1893–1974) считала, что в подростковом возрасте происходит резкое ускорение психического и физического развития. В психическом развитии Ш. Бюлер выделила три фазы:

1 фаза – это «вступление» к самому периоду развития, первые симптомы проявляются в 11–12 лет; подростки ведет себя агрессивно, неуравновешенно, детские игры становятся не интересными, а игры старших еще не понятны.

2 фаза – продолжительность от 11–13 лет у девочек и от 14–16 у мальчиков. В этот период проявляется особая раздражительность, нервозность, неудовлетворенность собой, своей внешностью, все это переносится подростками на окружающий мир. Окончание фазы происходит параллельно с завершением телесного созревания.

3 фаза – несет в себе позитивные черты. Постепенно вырастает позитивное отношение к действительности, подросток уже может контролировать смены настроений, уже нет такой агрессивной настроенности, что раньше. Постепенно мир раскрашивается в яркие тона. В эту фазу появляются любовные переживания, которые дают выход самому тяжелому напряжению.

Э. Штерн (1871–1938) полагал «…специфика в подростковом периоде обусловлена, с одной стороны, направленностью мыслей и чувств ребенка, его стремлений и идеалов, а с другой – особым образом его действий». [34, 270]

Штерн выделил шесть типов преобладающих ценностей, которые соответствуют шести типам личности подростка.

1. теоретический тип – все стремления направлены на объективное познание действительности.

2. эстетический тип – стремится постичь каждый отдельный случай как символ, знак.

3. экономический тип – старается достичь результата с наименьшими потерями.

4. социальный тип – главной ценностью этого типа является любовь и общение.

5. политический тип – стремится к власти, управлению.

• 6. религиозный тип – относится философски к смыслу жизни. Большую ценность в понимании психического развития подростка нам дает концепция Л.С. Выготского, где главной проблемой становится проблема интересов подростка. В данной проблеме становится наиболее важным угасание прежних групп (доминант) интересов и заполнение их новыми. Особенно важными становятся: «эгоцентрическая доминанта» – интерес к собственной личности.

• «доминанта дали» – устремленность в будущее и поиск определенных интересов.

• «доминанта усилия» – волевые качества, возможность преодоления.

«доминанта романтики» – стремление к неизвестному, неопределенному.

При появлении новых интересов преобразовываются старые и возникают новые мотивы – это меняет социальную ситуацию развития подростка. Смена социальной ситуации ведет к смене ведущей деятельности, итогом этого являются психологические новообразования подросткового возраста.

Внутри подросткового возраста принято выделять младший – 10–13 лет, старший – 13–15 лет, часто к нему присоединяют и раннюю юность 15–17 лет.

По мнению Л.И. Божович, главное внимание в воспитании подростка следует сосредоточить на развитии мотивационной сферы личности: определения своего места в жизни, формирование мировоззрения и его влияние на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание.

Страницы: 1 2


Взаимодействие в процессе общения
Основные стороны процесса общения и их характеристика. Коммуникативная сторона общения, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает ...

Методика и методология
Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов, или методик. Основными методами исследования в психологии, как и в ряде других наук, являются наблюдение и эксперимент . Каждый из этих общих методов научного исследования выступает в психологии в различных и более или менее специфических формах; сущес ...

Аккультурационный стресс
Кросс-культурный подход предполагает описание социальных структур, процессов и институтов в наиболее широких категориях. Существует несколько основных путей влияния культуры на здоровье, для рассмотрения которых удобно использовать теоретическую «рамку» стресса. Прежде всего, культурные особенности общества могут индуцировать стресс. Т ...