Материалы » Психолого-педагогическая коррекция » Поведенческое направление

Поведенческое направление

Исторически данное направление идет от работ Д. Уотсона, Б. Скинера.

Проблемы клиентов рассматриваются внутри него как проявление выработанных в онтогенезе неадаптивных форм поведения, являющихся результатом ответа организма на воздействие внешней среды. Следовательно, делается вывод, что при помощи целенаправленного воздействия можно заменить неадекватную модель поведения на другую, более адаптивную.

Основные положения когнитивно-поведенческого направления могут быть представлены следующим образом:

Большинство поведенческих проблем - следствие проблем в обучении и воспитании;

Поведенческие реакции - реакция организма на воздействие среды и, следовательно, являются результатом взаимодействия "организм-среда";

Моделирование поведения является обучающе-психотерапевтическим процессом, в котором когнитивный аспект является решающим.

Таким образом, объектом воздействия является поведение. Причина проблемы, с позиции данного направления, видится в неадаптивном поведении, являющимся результатом усвоенных неправильных форм поведения. (4)

Соответственно основным методом воздействия становится формирование навыков, а основная задача консультанта заключается в обучении клиента новым адаптивным способам поведении.

В процессе оказания психологической помощи специалист основывается на четких данных о поведении человека в ситуации, которую он определяет как проблемную. Следующий шаг - выявление стимула, запускающего данную нежелательную поведенческую реакцию, конкретизация цели, выработка конкретного алгоритма поведения. Предполагается, сто поведение может быть изменено в результате наблюдения за ним.

В рамках данного направления применяются самоконтроль как обучение глубокой релаксации, построение иерархии страхов, установление взаимосвязи между объектами тревоги с иерархией страхов на фоне релаксационных упражнений, моделирование поведения и поощрение за желаемое поведение;

Самонаблюдение как ведение дневников, составление контрактов, домашние задания.

Особое внимание специалист должен уделять тому, что бы работа по решению проблемы проходила в системе правил клиента. Основа эффективности психологической помощи - активная позиция клиента. Главная задача специалиста в любой разновидности когнитивно-поведенческого направления - диагностико-обучающая. (13)


Развитие техник общения. Общие рекомендации
1. Всякий, уже состоявшийся акт общения проанализируйте с позиций Ваших потребностей в нем и потребностей партнера. 2. В ходе каждого акта общения необходимо постоянно отслеживать: а). Ваше понимание того, какую роль в данный момент играет Ваш партнер; б). Как и кем воспринимает Вас Ваш партнер; в). Что думает партнер о том, как Вы ...

Познавательные психические процессы.
Все знания самого высокого порядка, например, знания о физических и химических свойствах веществ, о явно наблюдаемом устройстве вещей и скрыты от непосредственного взора закономерных отношениях между ними , о людях и их качествах, о самом себе и, наконец, знания об общем устройстве мира, являются результатом интеграции знаний, получаем ...

Теоретический анализ литературы по проблеме самоутверждения и его реализации в межличностных особенностях и поведении человека. Самоутверждение как предмет научного исследования.
Проблема самоутверждения как предмет научного исследования возникла относительно недавно лишь в XIX-XX вв. Это вполне объяснимо, т. к. само самоутверждение является очень сложным образованием. На специально-научном уровне эта проблема была поставлена и изучена австрийским психиатром и психологом А. Адлером (1870-1937) [3, 35], но предп ...