Исследование межличностных отношенийСтраница 1
Для более глубокого изучения межличностных отношений в коллективе, мы провели эксперимент в 11-х классах шк.№1 и шк.№14 города Бугульма. Мы решили исследовать межличностные отношения в группе методом социометрии[1]. В основу социометрического метода положен вопрос: «С кем бы ты хотел (работать, учиться, проводить время)?». По числу полученных от других членов группы выборов (или отказов) мы судили о популярности, эмоциональной притягательности, положении индивида в группе.
Полученные данные об отношениях в группе может быть выражены графически в виде социограммы, где наглядно представлены переплетения между группировками, наличие социометрических «звезд» (представители группы, имеющие наименьшее количество выборов), «изолированных» (представители группы, не имеющие только отрицательные выборов).
Этот метод весьма оперативный, поскольку с его помощью может быть достаточно быстро и точно выявлена картина эмоциональных тягостей внутри группы, для определения которой другими методами исследования потребовалось бы значительно большее количество времени.
Данная методика применяется как для начального ознакомления с межличностными отношениями в группе, так и для изучения динамики межличностных отношений в процессе совместного обучения или деятельности. Обязательным условием социометрического исследования выступает включенность каждого из опрашиваемых в систему межличностных отношений данной группы.
Важным вопросом социометрического исследования является тщательный подбор вопросов (социометрических критериев), которые должны отражать реальные интересы и ситуации изучаемой группы.
Социометрический критерий должен удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к формулировке вопросов в любом исследовании:
1) вопрос должен быть конкретным, общепонятным;
2) вопрос не должен содержать слов с двойным значением;
3) вопрос должен указывать место, время и контекст, который необходимо учитывать при ответе;
4) формулировка вопроса и его смысл должны учитывать личный социальный опыт опрашиваемых в той сфере, которую затрагивает вопрос.
Выбор критериев определяется задачей исследования. Если мы хотим выявить учеников, способных возглавить группу ( например, выбрать старосту), то на выяснение этого должны быть направлены отобранные критерии. При изучении взаимных симпатий критерии будут иными.
Варианты социометрических критериев и соответствующие им вопросы:
1. Ролевой критерий. Если бы Вы были старостой, кого бы Вы включили в состав группы для выполнения ответственного задания?
2. Функциональный критерий. Кто из членов группы, по Вашему мнению, может быть старостой?
3. Деловой критерий. С кем бы Вы хотели остаться в учебной группе, если она будет переформирована?
4. Эмоциональный критерий. К кому из членов группы Вы бы обратились в трудную минуту?
5. Коммуникативный критерий. С кем из товарищей по группе Вы бы хотели провести каникулы?
Инструкция
В соответствии с количеством участников исследования должны быть заранее подготовлены социометрические карточки, куда вносятся вопросы-критерии.
Заполнение социометрических карточек каждый участник производит самостоятельно. Участие в социометрическом исследовании носит анонимный и добровольный характер.
Коммуникативная деятельность следователя
Деятельность следователя связана с его непосредственным взаимодействием с участниками уголовного процесса. Возможное противодействие заинтересованных лиц требует от следователя реализации определенных поведенческих стратегий, рефлективного управления поведением противодействующих лиц, использования психологизированных тактических приемо ...
Заключение.
Теоретической задачей нашего исследования стало изучение литературы по теме самоутверждения, а так же изучение социально-психологического портрета личности, совершившей противоправное деяние.
По вопросу самоутверждения как предмета научного исследования мы выделили следующее. Проблема самоутверждения как предмет научного исследования в ...
Итоги
На основе теоретического анализа, проведенного в первой главе, мы считаем необходимым подвести общие итоги.
Первые попытки изучения самооценки были предприняты в зарубежной психологии - У. Джемсом. Он вывел формулу самооценки, которую обозначил термином «самоуважение».
Обобщая рассмотренные представления о сущности самооценки в зарубе ...

