Исследование межличностных отношенийСтраница 1
Для более глубокого изучения межличностных отношений в коллективе, мы провели эксперимент в 11-х классах шк.№1 и шк.№14 города Бугульма. Мы решили исследовать межличностные отношения в группе методом социометрии[1]. В основу социометрического метода положен вопрос: «С кем бы ты хотел (работать, учиться, проводить время)?». По числу полученных от других членов группы выборов (или отказов) мы судили о популярности, эмоциональной притягательности, положении индивида в группе.
Полученные данные об отношениях в группе может быть выражены графически в виде социограммы, где наглядно представлены переплетения между группировками, наличие социометрических «звезд» (представители группы, имеющие наименьшее количество выборов), «изолированных» (представители группы, не имеющие только отрицательные выборов).
Этот метод весьма оперативный, поскольку с его помощью может быть достаточно быстро и точно выявлена картина эмоциональных тягостей внутри группы, для определения которой другими методами исследования потребовалось бы значительно большее количество времени.
Данная методика применяется как для начального ознакомления с межличностными отношениями в группе, так и для изучения динамики межличностных отношений в процессе совместного обучения или деятельности. Обязательным условием социометрического исследования выступает включенность каждого из опрашиваемых в систему межличностных отношений данной группы.
Важным вопросом социометрического исследования является тщательный подбор вопросов (социометрических критериев), которые должны отражать реальные интересы и ситуации изучаемой группы.
Социометрический критерий должен удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к формулировке вопросов в любом исследовании:
1) вопрос должен быть конкретным, общепонятным;
2) вопрос не должен содержать слов с двойным значением;
3) вопрос должен указывать место, время и контекст, который необходимо учитывать при ответе;
4) формулировка вопроса и его смысл должны учитывать личный социальный опыт опрашиваемых в той сфере, которую затрагивает вопрос.
Выбор критериев определяется задачей исследования. Если мы хотим выявить учеников, способных возглавить группу ( например, выбрать старосту), то на выяснение этого должны быть направлены отобранные критерии. При изучении взаимных симпатий критерии будут иными.
Варианты социометрических критериев и соответствующие им вопросы:
1. Ролевой критерий. Если бы Вы были старостой, кого бы Вы включили в состав группы для выполнения ответственного задания?
2. Функциональный критерий. Кто из членов группы, по Вашему мнению, может быть старостой?
3. Деловой критерий. С кем бы Вы хотели остаться в учебной группе, если она будет переформирована?
4. Эмоциональный критерий. К кому из членов группы Вы бы обратились в трудную минуту?
5. Коммуникативный критерий. С кем из товарищей по группе Вы бы хотели провести каникулы?
Инструкция
В соответствии с количеством участников исследования должны быть заранее подготовлены социометрические карточки, куда вносятся вопросы-критерии.
Заполнение социометрических карточек каждый участник производит самостоятельно. Участие в социометрическом исследовании носит анонимный и добровольный характер.
Виды рекламного психологического воздействия
Основными видами психологического воздействия являются: информирование, убеждение, внушение, побуждение.
Информирование –
главное ядро рекламного обращения.
Реклама должна убедить потребителя в достоинствах товара, то есть показать преимущества и доказать необходимость его для потребителя. С этой целью используется три группы аргумен ...
Введение.
В данной работе мы исследуем взаимосвязь потребности в самоутверждении с противоправным поведением осужденных.
Самоутверждение – универсальная потребность человека (ее испытывает каждый). Являясь необходимой предпосылкой существования человеческой личности – оно пронизывает всю нашу жизнь – от ее высших проявлений до предельно низших. ...
Психологические характеристики несовершеннолетних с асоциальным поведеним
Нарушениями поведения или социальной дезадаптацией называются такие состояния, в которых появляются социально неодобряемые формы поведения. Как бы ни были разнообразны эти формы, они почти всегда характеризуются плохими отношениями с другими несовершеннолетними и взрослыми, которые проявляются в драках и ссорах, или, например, агрессивн ...