Исследование межличностных отношенийСтраница 2
Результаты опроса полностью не сообщаются опрашиваемым. Следует помнить, что раскрытие все системы неформальных связей может привести к нежелательным изменениям в структуре взаимоотношений группы.
Исследование начинается с подробного разъяснения условий проведения, порядка заполнения социометрической карточки.
Социометрическая карточка
ФИО _
№ |
Вопросы и задания |
Фамилии членов группы и показатели оценки |
1 |
С кем из членов класса Вы бы хотели провести каникулы? Назовите в порядке предпочтения. |
1. _ 2. _ 3. _ |
2 |
Кто из членов класса, по Вашему мнению, мог бы возглавить группу для выполнения ответственного занятия? Назовите в порядке предпочтения. |
1. _ 2. _ 3. _ |
3 |
Если бы Вам представилась возможность переформировать Ваш класс, то с кем Вы хотели бы остаться? Поставьте одну из следующих оценок: +2 – Безусловно хочу остаться с этим человеком в классе. +1 – Скорее хочу, чем не хочу остаться с ним в классе. 0 – Мне все равно, будет ли он со мной в одном классе. -1 – Скорее не хочу, чем хочу остаться с ним в классе. -2 – Безусловно, не хочу, чтобы он был в группе. |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. . 10. 11. 12. 13. 14. |
4 |
К кому из товарищей по классу Вы бы обратились в трудную минуту? Назовите в порядке предпочтения. |
1. _ 2. _ 3. _ |
5 |
Кто из членов класса, по Вашему мнению, может быть старостой? Назовите в порядке предпочтения. |
1. _ 2. _ 3. _ |
6 |
Оцените Ваш класс по пятибалльной шкале (обведите в кружок соответствующий балл) |
1 2 3 4 5 |
Обработка результатов
Для анализа ответов на первый вопрос строят социометрическую матрицу, отражающую картину межличностных отношений и партнерства в группе.
Микрогруппы определяются по матрице, исходя из количества взаимных выборов. При этом считается несущественным то, каким по порядку был этот выбор. В микрогруппу входят члены группы, взаимно выбравшие друг друга.
Определение неофициального лидера производится при помощи ответов на вопрос, стоящий в социометрической карточке вторым, простым подсчетом количества полученных выборов для каждого члена группы. Дополнительным фактором является степень предпочтительности выбора, т.е. в какую очередь его выбирают: в первую, вторую или третью.
Определение социометрического статуса членов группы St производится на основании оценок, полученных в результате ответов на третий вопрос, при помощи формулы
Занятие 12-е. Тема: "Я имею право".
Цель — способствовать укреплению такой системы ценностей, в которой законным является самопринятие.
Это заключительное занятие укрепляет веру в себя, оставляет участников в оптимистическом настроении. Вначале обсуждаем то, что мы себе длительное время не позволяли, запрещали, и формулируем новое отношение к вопросу в виде утверждения & ...
Прием актуализации личных интересов партнера.
Здесь уместны выражения типа: "Вам это пригодится в дальнейшей работе .", "с помощью этого вы сможете решать следующие задачи .", "это необходимо для вашего дальнейшего роста .". ...
Проведение и анализ материалов опытно –экспериментальной работы.
На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступил как одно из условий дальнейшего человеческого прогресса. В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки общественного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответств ...