Исследование межличностных отношенийСтраница 2
Результаты опроса полностью не сообщаются опрашиваемым. Следует помнить, что раскрытие все системы неформальных связей может привести к нежелательным изменениям в структуре взаимоотношений группы.
Исследование начинается с подробного разъяснения условий проведения, порядка заполнения социометрической карточки.
Социометрическая карточка
ФИО _
№ |
Вопросы и задания |
Фамилии членов группы и показатели оценки |
1 |
С кем из членов класса Вы бы хотели провести каникулы? Назовите в порядке предпочтения. |
1. _ 2. _ 3. _ |
2 |
Кто из членов класса, по Вашему мнению, мог бы возглавить группу для выполнения ответственного занятия? Назовите в порядке предпочтения. |
1. _ 2. _ 3. _ |
3 |
Если бы Вам представилась возможность переформировать Ваш класс, то с кем Вы хотели бы остаться? Поставьте одну из следующих оценок: +2 – Безусловно хочу остаться с этим человеком в классе. +1 – Скорее хочу, чем не хочу остаться с ним в классе. 0 – Мне все равно, будет ли он со мной в одном классе. -1 – Скорее не хочу, чем хочу остаться с ним в классе. -2 – Безусловно, не хочу, чтобы он был в группе. |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. . 10. 11. 12. 13. 14. |
4 |
К кому из товарищей по классу Вы бы обратились в трудную минуту? Назовите в порядке предпочтения. |
1. _ 2. _ 3. _ |
5 |
Кто из членов класса, по Вашему мнению, может быть старостой? Назовите в порядке предпочтения. |
1. _ 2. _ 3. _ |
6 |
Оцените Ваш класс по пятибалльной шкале (обведите в кружок соответствующий балл) |
1 2 3 4 5 |
Обработка результатов
Для анализа ответов на первый вопрос строят социометрическую матрицу, отражающую картину межличностных отношений и партнерства в группе.
Микрогруппы определяются по матрице, исходя из количества взаимных выборов. При этом считается несущественным то, каким по порядку был этот выбор. В микрогруппу входят члены группы, взаимно выбравшие друг друга.
Определение неофициального лидера производится при помощи ответов на вопрос, стоящий в социометрической карточке вторым, простым подсчетом количества полученных выборов для каждого члена группы. Дополнительным фактором является степень предпочтительности выбора, т.е. в какую очередь его выбирают: в первую, вторую или третью.
Определение социометрического статуса членов группы St производится на основании оценок, полученных в результате ответов на третий вопрос, при помощи формулы
Динамические процессы в малой группе
Главной задачей социально- психологического анализа является изучение тех процессов, которые происходят в жизни группы. Рассмотрение их важно с двух точек зрения:
· необходимо выяснить, как общие закономерности общения и взаимодействия реализуются именно в малой группе, потому что здесь создается конкретная ткань коммуникативных, интер ...
Природа человеческих способностей.
Здесь, прежде всего речь должна идти о природе так называемых социальных способностей, биологическая основа которых до сих пор точно не установлена. Это — высшие, культурно-обусловленные способности. Условиями и предпосылками развития их являются в первую очередь обстоятельства жизни человека: жизнь в обществе, наличие социально-кул ...
Описание используемых методик по профориентационной работе и программы для
их автоматизации.
В профориентационной работе существует не малое количество методик, таких как:
· Опросник профессиональных предпочтений (ОПП) – выявляет профессиональные интересы и профессиональные предпочтения человека.
· Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) – выявляет ценностные ориентации и жизненные устремления личности, значимость различных сф ...